Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Адзиева Э. С. Сравнительный анализ артикуляционно-акустических характеристик вокализма современных английского и русского языков (на материале биологической терминологии) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 289-292. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-3-289-292, EDN: DUKBVC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’34+811.111’34
EDN: 
DUKBVC

Сравнительный анализ артикуляционно-акустических характеристик вокализма современных английского и русского языков (на материале биологической терминологии)

Авторы: 
Адзиева Эльвира Серажединовна, Российская академия естествознания
Аннотация: 

В статье проводится сравнительный анализ артикуляционно-акустических характеристик вокализма современных английского и русского языков (на примерах научного дискурса) с учетом комбинаторных и позиционных изменений, влияющих на характеристики безударного вокализма. Определен ряд типичных модификаций в тембральных, темпоральных, динамических и тональных характеристиках безударных языков. А именно: вариативность тембральных признаков гласного в зависимости от гласного русского языка, которому уподобляют его говорящие; увеличение продолжительности звучания безударных гласных; полнозвучное произношение (отсутствие процессов элизии и гаплологии) слов в слабой позиции; недостаточная степень редукции гласных; вариативность и выразительность тональных характеристик безударных гласных. Теоретико-методологической базой исследования являются научные труды в областях фонологии, просодии, акустической теории речи, экспериментальной фонетики, учитывая проблематику взаимодействия компонентов интерферированной фонетической системы в английском языке носителей русского языка с разным (высоким, средним и низким) уровнем фонетической компетенции. Применена комплексная методика экспериментально-фонетического исследования просодических признаков безударного вокализма в английской речи носителей русского языка. Методика проведения экспериментально-фонетического исследования включает использование эмпирических общенаучных методов (измерение, эксперимент), специальных методов аудитивного и акустического анализа (компьютерно-осциллографического и спектрального), метода количественного анализа обработки результатов фонетического эксперимента и лингвистической интерпретации результатов исследования. В работе проанализированы количественные показатели и степень указанных модификаций английского безударного вокализма в речи говорящих, учитывая уровень их фонетической компетенции и опыт общения на английском языке.

Список источников: 
  1. Ахманова А. С. Словарь лингвистических терминов. URL: https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/source/worddocuments/_18.htm (дата обращения: 14.03.2022).
  2. Клейнер Ю. А. Очерки по общей германской просодике. URL: http://genling.spbu.ru/phonolog/publications/Kleiner2018.pdf (дата обращения: 14.03.2022).
  3. Cruttenden A. Gimson’s Pronunciation of English. 6th ed. London : Arnold, 2001. 336 p.
  4. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation. Cambridge University Press, 1969. URL: https://www.jstor.org/stable/412577?origin=crossref (дата обращения: 14.03.2022).
  5. Gordon M. J. Investigating chain shifts and mergers. URL: https://www.blackwellpublishing.com/content/bpl_images/Content_Store/WWW... (дата обращения: 14.03.2022).
  6. Hammond M. The Phonology of English: A Prosodic Optimality – Theoretic Approach. Oxford : Oxford University Press, 1999. 368 p.
  7. Jones D. An Outline of English Phonetics. 9th ed. Cambridge University Press, 1997. 378 p.
  8. Почему английские слова probably и library мы часто произносим как “probly” и “libry”? URL: http://news.flarus.ru/?topic=3689 (дата обращения: 14.03.2022).
  9. Are zoos a good thing? URL: https://learnenglishteens.britishcouncil.org/skills/reading/upper-interm... (дата обращения: 28.02.2022).
Поступила в редакцию: 
15.03.2022
Принята к публикации: 
06.05.2022
Опубликована онлайн: 
31.08.2022
Опубликована: 
31.08.2022