Образец для цитирования:

Гусакова О. Я. Социокультурный смысл чтения как предмет эмпирического изучения: реальность и возможности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 109-113. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-1-109-113


УДК: 
316.7
Язык публикации: 
русский

Социокультурный смысл чтения как предмет эмпирического изучения: реальность и возможности

В статье актуализируется проблема теоретического и практического осмысления трансформации читательской деятельности на современном этапе, обосновывается необходимость углубленной разработки содержательной стороны опросных методов изучения чтения в связи с его социокультурной ценностью и актуальными задачами современного литературного образования.

Список литературы

Raven J. New Reading Histories, Print Culture and the Identification of Change // Social History. 1998. Vol. 23, № 3. Р. 268–287.

Бахтин М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 364.

Гудков Л. Массовая литература как проблема. Для кого? // НЛО. 1997. № 22. С. 78–101. URL: magazines.russ.ru/nlo/1997/22/gudkovp-pr.html (дата обращения: 16.10.2019).

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Массовая литература как социальный феномен // Литература и общество : введение в социологию литературы. М., 1998. URL:http://www.iek.edu.ru/publish/pusl5.htm (дата обращения: 03.10.2019).

Гусакова О. Круг чтения младших школьников // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 7. Саратов, 2015. С. 15–19.

Гусакова О. Мотивы читательской деятельности младших школьников // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. Саратов, 2014. С. 14–20.

Дубин Б. Есть мнение! Итоги социологического опроса. М., 1990.

Дубин Б. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004.

Дубин Б. Книга – чтение – библиотека. Тенденции недавних лет и проблемы нынешнего дня (по материалам статистики и массовых опросов) // Как разорвать замкнутый круг. Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : науч.-практ. сб. М., 2007. С. 14–37.

Дубин Б. Слово – письмо – литература. Очерки по социологии современной культуры. М., 2001.

Кривчикова Е. Мой личный Букер. Что читает нынешняя молодежь // Библиополе. 2018. № 6. С. 59.

Кургаева Ю. Пан или пропал? Круг чтения старших подростков : основные тенденции // Библиотечное дело. 2018. № 9. С. 37–39.

Плотников С. Философия чтения. Тезисы выступления // Homo Legens : Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995). М., 1999. С. 67–68.

Равинский Д. История чтения : раздвигая границы исследовательского пространства // НЛО. 2010. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/2/istoriya-chteniya-razdvigaya-gr... (дата обращения: 17.10.2019).

Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.

Собкин В., Калашникова Е. Позитивные и негативные личностные образцы учащихся основной и старшей школы // Педагогика. 2018. № 12. С. 23–37.

Собкин В., Плоткин Д. Подросток и художественная литература : динамика изменений читательских интересов // Вестн. практической психологии образования. 2006. № 2. С. 36–43.

Стельмах В. Книга и чтение в зеркале социологии. М., 1990.

Стефановская Н. Социологические исследования –проблемы теории и методологии // Чтение в библиотеках России. Информ. изд. Вып. 7. Исследовательские проекты библиотек по чтению. СПБ., 2007. С. 30.

Стефановская Н. Социологические исследования чтения : теория, методика, практика : науч.-практ. пособие. М., 2013 ;

Стефановская Н. Экзистенциальные основы чтения. Тамбов, 2008.

Тихомирова И. О модели чтения, ведущей к жизни //Школьная библиотека. 2017. № 4. С. 15.

Тихомирова И. Отпереть психологическую дверь, или Как стать человеком // Библиотечное дело. 2018. № 12. С. 19-24.

Тихомирова И. Узнавание себя в герое. Образы прошлого и оживление пережитого // Библиотечное дело. 2017. № 9. С. 3.

 

Текст в формате PDF: