Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Махакова Л. С. Профессиональные компетенции тележурналиста в оценке работодателей: региональные аспекты (на примере Республики Бурятия) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 199-208. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-2-199-208, EDN: NEDXPX

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
УДК 070(574.54)
EDN: 
NEDXPX

Профессиональные компетенции тележурналиста в оценке работодателей: региональные аспекты (на примере Республики Бурятия)

Авторы: 
Махакова Лариса Сырендоржиевна, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
Аннотация: 

Статья представляет собой исследование ключевых профессиональных компетенций выпускников-тележурналистов на основе выявления потребностей работодателей телевизионных СМИ Республики Бурятия, а также профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Изучение данной проблемы обусловлено рядом причин. Во-первых, происходящие во всей медиаотрасли технологические, социальные, экономические и прочие трансформации требуют переосмысления формируемых отечественными вузами профессиональных компетенций выпускников-журналистов. Особое значение это имеет для телевизионной журналистики, поскольку телевидение все еще сохраняет за собой статус основного источника информации для большинства российских домохозяйств. Во-вторых, образовательные программы высших учебных заведений в нашей стране реализуют компетентностный подход, который одной из своих приоритетных задач предполагает выявление потребностей рынка труда. И, наконец, в-третьих, анализ различных источников информации показал недостаточную изученность вопроса о профессиональной подготовке выпускников в медиаотрасли, где объектом исследования выступают требования работодателей к профессиональным компетенциям тележурналистов. Пристальное внимание уделялось теоретико-эмпирическим исследованиям в данной области среди отечественных ученых. Методом эмпирического исследования послужил экспертный опрос. Экспертами выступили главные редакторы ведущих телевизионных СМИ Республики Бурятия. В основу методики исследования профессиональных компетенций тележурналиста легли утвержденные Министерством труда и социальных отношений РФ профессиональные стандарты ведущего телевизионной программы, корреспондента и редактора средств массовой информации. В результате исследования был составлен рейтинг профессиональных компетенций телевизионного журналиста в исследуемом регионе. Определены ключевые компетенции, а также компетенции-«аутсайдеры» на уровне редакторов телевизионных СМИ, телевизионного ведущего и корреспондентов СМИ.

Список источников: 
  1.  Телевидение в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад / под общ. ред. Е. Л. Вартановой, В. П. Коломийца. М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. 104 с.
  2. Кузьмин А. В., Харамханова Е. В. Проблемы разработки основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» в соответствии с образовательными стандартами ФГОС 3++ // Формирование компетенций выпускников вуза : соответствие образовательным и профессиональным стандартам : cб. ст. Междунар. науч.-метод. конференции, посвященной памяти В. Н. Тришиной / отв. ред. В. Н. Батурин. Вып. 26. Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2019. С. 44–51.
  3. Кузьмин А. В., Харамханова Е. В. Региональные проекты как инструмент продвижения образовательной программы (на примере Республики Бурятия) // Российская школа связей с общественностью. 2021. № 21. С. 130–146.
  4. Владимирова Т. Н. Дидактическая концепция профессиональной подготовки журналистов в высшей школе России : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2015. 40 с.
  5. Хуторский А. В. Компетенции в образовании : опыт проектирования. М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
  6. Осипова Е. В. Разработка модели компетенций журналиста // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. URL: http://vsoa.esrae.ru/pdf/2014/12/805.pdf (дата обращения: 15.04.2021).
  7. Анализ профессии «Журналист» на российском рынке труда. URL: https://ruj.ru/news/analiz-professiizhurnalist-na-rossiiskom-rynke-truda... (дата обращения: 22.11.2021).
  8. Вартанова Е. Л. Компетенции журналиста : классика и инновации. URL: http://myshared.ru (дата обращения: 01.06.2021).
  9. Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Медиаскоп. 2011. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/859 (дата обращения: 14.07.2021).
  10. Дрок Н., Лукина М. М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов : какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели //Вестник Московского университета. Серия 10. Жур-налистика. 2019. № 5. С. 3–24. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2019.324
  11. Шестеркина Л. П., Бевз А. А. Новые границы профессиональной журналистики, или Чему учить студентов-журналистов  // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2422 (дата обращения: 20.09.2021).
  12. Профессиональный стандарт «Кор респондент средств массовой информации». URL: https://profstandart.
  13. rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyyreestr professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykhstandartov/ index.php?ELEMENT_ID=58259 (дата обращения: 16.03.2021).
  14. Профессиональный стандарт «Ведущий телевизионной программы». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsion... (дата обращения: 16.03.2021).
  15. Профессиональный стандарт «Ре дактор средств массовой информации». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsion... (дата обращения: 16.03.2021).
Поступила в редакцию: 
11.01.2022
Принята к публикации: 
10.02.2022
Опубликована онлайн: 
31.05.2022
Опубликована: 
31.05.2022