Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Малашенкова Е. Н., Незнаева О. С. Опыт создания и использования лингвострановедческих материалов по русскому языку как иностранному (на примере проекта «MULTI_Saratov») // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 36-41. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-1-36-41, EDN: JGZUYS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[811.161.1:37](470.44-25)
EDN: 
JGZUYS

Опыт создания и использования лингвострановедческих материалов по русскому языку как иностранному (на примере проекта «MULTI_Saratov»)

Авторы: 
Малашенкова Елена Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Незнаева Ольга Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье на примере реализованного проекта кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного СГУ им. Н. Г. Чернышевского раскрываются возможности использования видеоматериалов лингвокультурологической направленности в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Отмечается, что регионально-локальный материал обеспечивает погружение студентов в новую культурную среду и способствует процессу их адаптации. Авторы описывают этапы реализации проекта, включающие: проведение для студентов, владеющих русским языком на уровне В1 (выбор уровня обусловлен тем, что именно он является обязательным при поступлении в российские вузы на программы бакалавриата), цикла офлайн- и онлайн-экскурсий, тематически связанных с историко-культурным прошлым Саратова; создание на основе этих экскурсий небольших адаптированных видеосюжетов; работу над рабочими листами, сопровождающими каждое видео. При описании процесса создания видеороликов особое внимание уделяется способам обработки материала. Кроме того, в статье рассматриваются принципы разработки рабочих листов, содержащих печатные тексты видео, лексико-грамматическую информацию, а также задания для ее закрепления. По мнению авторов, подобный комплекс дидактических материалов, во-первых, знакомит студентов с историко-культурной жизнью Саратова, во-вторых, способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции.

Список источников: 
  1. Верещагин Е., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Русский язык, 1990. 246 с. (Библиотека преподавателя русского языка как иностранного).
  2. Пылкова А. А. Обучение русскому языку как иностранному на довузовском этапе с использованием регионального компонента (на основе ономастического материала Хабаровска и аутентичных текстов дальневосточных авторов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 5. С. 320–327. https://doi.org/10.30853/fi lnauki.2020.5.63
  3. Анисимова И. Н., Петрова О. А. О важности краеведческих знаний при обучении русскому языку как иностранному (из опыта использования элементарного лингвокраеведческого материала в преподавании русского языка слушателям подготовительного отделения Чувашского государственного университета) // Вестник Чувашского университета. 2015. № 4. С. 223–227.
  4. Громова Л. Г. Роль регионального лингвокультурного потенциала при формировании межкультурной компетенции иностранных студентов-филологов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России : материалы IV Конгресса РОПРЯЛ, проходящего в рамках I Педагогического форума «Русский язык в современной школе» (г. Сочи, 1–2 ноября 2014 г.). СПб. : Общество преподавателей русского языка и литературы, 2014. С. 36–41.
  5. Башарова Н. Ф., Фархетдинова Г. Д. Региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного // Казанский педагогический журнал. 2018. № 1 (126). С. 99–103
  6. Пушко О. К. Региональный аспект лингвострановедения в преподавании РКИ // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур : материалы Междунар. форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой» (г. Хабаровск, 16–17 ноября 2016 г.). Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2016. С. 325–329.
  7. Юдина Т. М. Аутентичные региональные видеоматериалы в практике обучения русскому как иностранному // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 316–319.
  8. Самчик Н. Н. Применение аутентичных видеоматериалов на занятиях по русскому языку как иностранному: практический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 244–246. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0061
  9. Шатохина С. А., Веренич Т. К., Вязовикина О. В., Срмикян В. С. Адаптация текстов в системе обучения русскому языку как иностранному (на материале онлайн-курса «Твои сибирские каникулы») // Казанская наука, 2019. № 9. С. 65–67.
  10. Брыгина А. В., Зорина Г. С. Художественный текст при обучении РКИ студентов-нефилологов на начальном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2010. № 2. С. 79–84.
Поступила в редакцию: 
13.09.2022
Принята к публикации: 
30.11.2022
Опубликована онлайн: 
01.03.2023
Опубликована: 
01.03.2023