Для цитирования:
Ляпин И. В. Образы чудаков в новеллистике Р. Карвера (на материале рассказов из сборника «Прошу тебя, замолчи!») // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 457-462. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-4-457-462, EDN: DJSGHR
Образы чудаков в новеллистике Р. Карвера (на материале рассказов из сборника «Прошу тебя, замолчи!»)
В статье на материале рассказов «Джерри, Молли и Сэм» (1972), «Жирный» (1971), «Тебе с ними детей не крестить» (1973), «Соседи» (1971) и «Идея» (1972) рассматриваются образы героев-чудаков в новеллистике выдающегося американского писателя второй половины XX в. Реймонда Карвера. Приводятся определения понятий «гротеск» и «чудак», выделяется принципиальное отличие «чудака» от смежных понятий «шут» и «плут», приводятся примеры интерпретации «чудачества» в предшествующей литературной традиции. Проводится анализ отобранных рассказов и выделяются основные черты, присущие карверовским чудакам, такие как пассивность, самообман, подмена ценностей, следование ложным представлениям о будущем счастье и др. В своих рассказах автор вновь актуализирует традиционные для американской литературы XX в. проблемы одиночества, контроля, отчуждения и взаимонепонимания; затрагивает темы вуайеризма, внешнего и внутреннего облика человека, кризиса среднего возраста, вторжения в личное пространство и частную собственность; показывает героев-жертв нарушенной коммуникации, предпринимающих попытки обрести собственное «я», но неизменно терпящих неудачу. Инфантильные и нелепые поступки героев Карвера не только скрывают за собой душевный разлад и трагическую неспособность отдельного человека взять под контроль собственную жизнь, но в то же время отражают всеобщую социальную неустроенность и духовное неблагополучие. Таким образом, персонажи историй Р. Карвера встают в один ряд с другими героями-чудаками американской и мировой литературы, в частности с гротескными героями одного из основоположников современной американской новеллы Ш. Андерсона.
- Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Художественная литература, 1975. 504 с.
- Бакши Н. А. Герой-«чудак» в австрийской и русской литературе XIX века: Грильпарцер, Гоголь, Лесков, Розеггер : автореферат дис. … канд. филол. наук. Москва, 2002. 24 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живаго великорускаго языка : в 4 т. Т. 4. СПб. ; М. : Тип. М. О. Вольфа, 1882. 669 с.
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 15 т. Т. 9. Л. : Наука, 1991. 696 с.
- Пинаев С. М. «Психологический флюс» и трагедия отчуждения в творчестве Шервуда Андерсона // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. 2013. № 4. С. 29–37.
- Тлостанова М. В. Гротеск в литературах Запада // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века / редкол. : А. Б. Базилевский [и др.]. М. : ИМЛИ РАН, 2002. С. 408–439.
- Борев Ю. Б. О комическом. М. : Искусство, 1957. 270 с.
- Кобленкова Д. В. Проблема становления теории гротеска // Новый филологически вестник. 2006. № 2 (3). С. 26–36.
- Зверев А. М. Смеховой мир // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века / редкол. : А. Б. Базилевский [и др.]. М. : ИМЛИ РАН, 2002. С. 378–407.
- Базилевский А. Б. Гротеск в литературах Восточной Европы // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века / редкол. : А. Б. Базилевский [и др.]. М. : ИМЛИ РАН, 2002. С. 440–461.
- Каули М. Дом со многими окнами : пер. с англ. М. : Прогресс, 1973. 328 c.
- Carver R. Collected Stories. New York, NY : Library of America, 2009. 1020 p.
- Карвер Р. Если спросишь, где я : рассказы / пер. с англ. ; послесл. Н. Рейнгольд. М. : Б.С.Г.-ПРЕСС, 2007. 592 с.
- Zhou J. Black Humor in Raymond Carver’s Short Fiction. Thesis (Ph. D.). University of Hong Kong, 2004. 249 p.
- Campbell E. Raymond Carver. A Study of the Short Fiction. New York : Twayne, 1992. 178 p.
- Бергсон А. Смех // Французская философия и эстетика XX века: А. Бергсон, Э. Мунье, М. Мерло-Понти : сб./ предисл. П. Мореля. М. : Искусство, 1995. С. 9–104. (Программа «Пушкин»; Вып. 1).