Для цитирования:
Кекова С. В., Измайлов Р. Р. Николай Заболоцкий и Мария Юдина: к истории творческого общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 392-399. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-4-392-399, EDN: COKUVZ
Николай Заболоцкий и Мария Юдина: к истории творческого общения
В статье рассматривается история творческого диалога великой пианистки М. В. Юдиной и выдающегося поэта Н. А. Заболоцкого. Материалом послужили воспоминания Юдиной о совместной работе с поэтом по эквиритмическим переводам задуманного пианисткой сборника «Песни Шуберта» и высказанные в разных источниках мысли Юдиной о специфике творчества Заболоцкого. Опираясь на определение Юдиной творчества поэта как «литургического», в статье делается попытка расшифровать эту формулировку. Для анализа привлекается стихотворение «Лесное озеро», по поводу которого Юдина замечает, что человек, написавший это стихотворение, находится уже на пороге богопознания. В связи со спецификой поэтической мысли Заболоцкого, граничащей с богословским осмыслением мира и человека и воплощённой в образной материи «Лесного озера», в статье интерпретируется евангельское откровение о человеке, явленное в трудах св. Григория Двоеслова. «Следы» творческого содружества Юдиной и Заболоцкого обнаруживаются в стихотворении 1947 г. «Бетховен», которое является не только плодом их совместной работы над эквиритмическими переводами, но и словесным воплощением интерпретации музыки Бетховена Юдиной, которая часто играла при встречах с Заболоцким сочинения композитора. В статье показана специфика творческого метода типологической экзегезы (этот термин вводит Л. Левшун для исследования древнерусской литературы), который использует Заболоцкий в стихотворениях «Лесное озеро» и «Бетховен». Суть метода состоит в том, что для любого явления или события отыскивается прототип в Священном Писании, и таким образом событие объясняется, толкуется в рамках библейской парадигмы. Заболоцкий ничего не толкует, но направляет чувство читателя к разгадке того, что за таинство происходит в его поэзии. Николай Заболоцкий в стихотворении «Бетховен» воплотил мысль Марии Юдиной о музыке как о «сообщении богооткровенных истин», о музыке, являющейся реализацией вселенской, космической литургии.
- «Я всегда ищу и нахожу Новое…» Неизвестная переписка Марии Юдиной. М. ; СПб. : Нестор-История, 2022. 544 с.
- Заболоцкий Н. История моего заключения. М. : Правда, 1991. 48 с. (Библиотека «Огонёк». № 18).
- Юдина М. Совместная работа над эквиритмическим переводом «Песен Шуберта» // Воспоминания о Н. Заболоцком / сост. Е. В. Заболоцкая [и др.]. М. : Советский писатель, 1984. С. 321–328.
- Юдина М. «Вы спасетесь через музыку». М. : Классика XXI, 2005. 412 с.
- Заболоцкий Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М. : АО «Согласие», 1998. 590 с.Каверин В. Счастье таланта // Воспоминания о Н. Заболоцком / сост. Е. В. Заболоцкая [и др.]. М. : Советский писатель, 1984. C. 179–193.
- Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб. : Мифрил, 1995. 244 с.
- Заболоцкий Н. Собр. соч. : в 3 т. Т. 1. Столбцы и поэмы, 1926–1933. Стихотворения, 1932–1958. Стихотворения разных лет. Проза. М. : Художественная литература, 1983. 655 с.
- Лосев А. О музыкальном ощущении любви и природы // Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М. : Мысль, 1995. С. 603–621.