Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Сдобнова А. П. Лексикон современного школьника: проблема состава // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 3. С. 19-24. DOI: 10.18500/1817-7115-2013-13-3-19-24

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

Лексикон современного школьника: проблема состава

Авторы: 
Сдобнова Алевтина Петровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье на материале «Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области» показаны возможности использования базы данных ассоциативного словаря как источника изучения состава, структуры лексикона школьника в его возрастной динамике.

Список источников: 

Березин Р. Дифференциация актуального лексикона подростка по сфере общения // Литературные образы и языковые категории: сб. ст. молодых ученых. Пермь, 2001.

Березин Р. Коммуникативно-семантические группы актуального лексикона подростка // Лингвистические/психолингвистические проблемы усвоения второго языка. Пермь, 2003.

Березин Р. Организация актуального лексикона подростка по фактору частоты // Словесность и современность: в 3 ч. Ч. 2. Лингвистика. Пермь, 2000.

Береснева Н. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе: Ассоциативный эксперимент: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 1996.

Береснева Н., Дубровская Л., Овчинникова И. Ассоциации детей от 6 до 10 лет. Пермь, 1995.

Бутакова Л. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: Экспериментальное исследование речи школьников в одном регионе. Омск, 2010.

Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / пер. с англ. А.Д. Шмелева под ред. Т.В. Булыгиной. М., 1999.

Вильтовская Я. Исследование объема и состава лексикона подростка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 1980.

Галерея ассоциативных портретов / под общ. ред. Т. М. Рогожниковой. Уфа, 2009.

Гнездилова А. Лингвистические и когнитивные аспекты основного лексикона (на материале русского и английского языков) : автореф. дис.... канд. филол. наук. Ставрополь, 2009.

Гольдин В., Сдобнова А., Мартьянов А. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции  школьников I–XI классов: в 2 т. Т. I. Саратов, 2011.

Гуц Е. Ассоциативный словарь подростка. Омск, 2004.

Гуц Е. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск, 2005.

Доценко Т. Активные процессы в лексиконе подростка // Русский язык сегодня. Вып. 2. Активные языковые  процессы конца ХХ века. М., 2003.

Доценко Т. Влияние фактора «пол» на внутренний лексикон подростка // Русский язык сегодня. Вып. 1. М., 2000.

Доценко Т. Сферы общения и активные тенденции в лексиконе подростка // Изменяющийся языковой мир. Пермь, 2001.

Залевская А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового  механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики: сб. науч. тр. Калинин, 1981.

Золотова Н. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык. Тверь, 2005.

Кожухова Н. Онтогенез вербальных ассоциативных структур глаголов движения: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 1991.

Лексические минимумы современного русского языка /под ред. В.В. Морковкина. М., 1985.

Ляшевская О., Шаров С. Новый частотный словарь русской лексики. URL : http://dict.ruslang.ru/freq.php  (дата обращения: 14.05.12).

Наумова Т. О развитии значения слова в онтогенезе речи // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики: сб. науч. тр. Калинин, 1983.

Николаенко Н. Динамика формирования внутреннего лексикона младших школьников // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2004. Т. 40, No 5.

Овчинникова И., Береснева Н., Дубровская Л., Пенягина Е. Лексикон младшего школьника (характеристика  лексического компонента языковой компетенции). Пермь, 2000.

Орлова Н. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. Омск, 2010.

Плотникова С. Описание фрагмента детского лексикона на основе анализа ассоциативного поля глаголов движения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: тр. Уральского психол.-линг. общ-ва. Вып. 9. Психолингвистика в образовании. Екатеринбург, 2011.

Рогожникова Т. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова. Уфа, 2000.

Русский ассоциативный словарь: в 2-х томах. Т. I. От стимула к реакции / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М., 2002.

Салихова Э. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Уфа, 2007.

Сдобнова А. Актуальная компьютерная лексика в ассоциациях школьников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2010. Т. 10. Вып. 3.

Сдобнова А. Динамические процессы в ассоциативном поле «жизнь» // Вопр. психолингвистики. 2012. No 2 (16).

Сдобнова А. Жаргонная лексика в лексиконе городских и сельских школьников // Проблемы филологического образования : сб. науч. тр. Вып. 2. Саратов, 2009.

Система лексических минимумов современного русского языка / под ред. В.В. Морковкина. М., 2003.

Соколова Т. Ассоциативный тезаурус ребенка 3–6 лет: науч. докл. ... д-ра филол. наук. М., 1999.

Уфимцева Н. Динамика и вариативность языкового сознания: науч. докл. ... докт. филол. наук. М., 1994.

Уфимцева Н. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981.

Уфимцева Н. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики / отв. ред. А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович; Ин-т языкознания АН СССР. М., 1983.

Федченко А. Языковое сознание русских и американских подростков (этнокультурный аспект). М., 2006.