Для цитирования:
Сдобнова А. П. Лексикон современного школьника: проблема состава // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 3. С. 19-24. DOI: 10.18500/1817-7115-2013-13-3-19-24
Лексикон современного школьника: проблема состава
В статье на материале «Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области» показаны возможности использования базы данных ассоциативного словаря как источника изучения состава, структуры лексикона школьника в его возрастной динамике.
Березин Р. Дифференциация актуального лексикона подростка по сфере общения // Литературные образы и языковые категории: сб. ст. молодых ученых. Пермь, 2001.
Березин Р. Коммуникативно-семантические группы актуального лексикона подростка // Лингвистические/психолингвистические проблемы усвоения второго языка. Пермь, 2003.
Березин Р. Организация актуального лексикона подростка по фактору частоты // Словесность и современность: в 3 ч. Ч. 2. Лингвистика. Пермь, 2000.
Береснева Н. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе: Ассоциативный эксперимент: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 1996.
Береснева Н., Дубровская Л., Овчинникова И. Ассоциации детей от 6 до 10 лет. Пермь, 1995.
Бутакова Л. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: Экспериментальное исследование речи школьников в одном регионе. Омск, 2010.
Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / пер. с англ. А.Д. Шмелева под ред. Т.В. Булыгиной. М., 1999.
Вильтовская Я. Исследование объема и состава лексикона подростка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 1980.
Галерея ассоциативных портретов / под общ. ред. Т. М. Рогожниковой. Уфа, 2009.
Гнездилова А. Лингвистические и когнитивные аспекты основного лексикона (на материале русского и английского языков) : автореф. дис.... канд. филол. наук. Ставрополь, 2009.
Гольдин В., Сдобнова А., Мартьянов А. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I–XI классов: в 2 т. Т. I. Саратов, 2011.
Гуц Е. Ассоциативный словарь подростка. Омск, 2004.
Гуц Е. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск, 2005.
Доценко Т. Активные процессы в лексиконе подростка // Русский язык сегодня. Вып. 2. Активные языковые процессы конца ХХ века. М., 2003.
Доценко Т. Влияние фактора «пол» на внутренний лексикон подростка // Русский язык сегодня. Вып. 1. М., 2000.
Доценко Т. Сферы общения и активные тенденции в лексиконе подростка // Изменяющийся языковой мир. Пермь, 2001.
Залевская А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики: сб. науч. тр. Калинин, 1981.
Золотова Н. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык. Тверь, 2005.
Кожухова Н. Онтогенез вербальных ассоциативных структур глаголов движения: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Минск, 1991.
Лексические минимумы современного русского языка /под ред. В.В. Морковкина. М., 1985.
Ляшевская О., Шаров С. Новый частотный словарь русской лексики. URL : http://dict.ruslang.ru/freq.php (дата обращения: 14.05.12).
Наумова Т. О развитии значения слова в онтогенезе речи // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики: сб. науч. тр. Калинин, 1983.
Николаенко Н. Динамика формирования внутреннего лексикона младших школьников // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2004. Т. 40, No 5.
Овчинникова И., Береснева Н., Дубровская Л., Пенягина Е. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). Пермь, 2000.
Орлова Н. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. Омск, 2010.
Плотникова С. Описание фрагмента детского лексикона на основе анализа ассоциативного поля глаголов движения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: тр. Уральского психол.-линг. общ-ва. Вып. 9. Психолингвистика в образовании. Екатеринбург, 2011.
Рогожникова Т. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова. Уфа, 2000.
Русский ассоциативный словарь: в 2-х томах. Т. I. От стимула к реакции / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М., 2002.
Салихова Э. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова при билингвизме: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Уфа, 2007.
Сдобнова А. Актуальная компьютерная лексика в ассоциациях школьников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2010. Т. 10. Вып. 3.
Сдобнова А. Динамические процессы в ассоциативном поле «жизнь» // Вопр. психолингвистики. 2012. No 2 (16).
Сдобнова А. Жаргонная лексика в лексиконе городских и сельских школьников // Проблемы филологического образования : сб. науч. тр. Вып. 2. Саратов, 2009.
Система лексических минимумов современного русского языка / под ред. В.В. Морковкина. М., 2003.
Соколова Т. Ассоциативный тезаурус ребенка 3–6 лет: науч. докл. ... д-ра филол. наук. М., 1999.
Уфимцева Н. Динамика и вариативность языкового сознания: науч. докл. ... докт. филол. наук. М., 1994.
Уфимцева Н. Опыт экспериментального исследования процесса формирования значения // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981.
Уфимцева Н. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики / отв. ред. А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович; Ин-т языкознания АН СССР. М., 1983.
Федченко А. Языковое сознание русских и американских подростков (этнокультурный аспект). М., 2006.