Для цитирования:
Ян Ц. Изображение русского народа в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 404-411. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-4-404-411, EDN: DVJAOX
Изображение русского народа в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского
В современных культурных процессах проблемы сущности ментальности русского народа в художественных произведениях Достоевского приобретают важнейшее значение. В статье дается подробный анализ созданных Ф. М. Достоевским образов русского народа и картин их жизни в «Записках из Мертвого дома», выявляется происхождение идей почвенничества в творчестве Достоевского начала 1860-х гг. Выделяются следующие основные типологические группы образов народа: типы «кротких» и «ожесточенных», «мучителей» и «жертв», «своевольных» и «слабых сердцем». Делается вывод, что Достоевский утверждал заложенную в русской право славной культуре религиозную «всеотзывчивость» и призывал русский народ взять на себя миссию мессии. По его мнению, «европеизированные» русские интеллигенты – это морально заблудшие души, временно оторванные от корней народа в результате реформ Петра Великого, которым суждено было слиться с народом. Он выступал против формы «среда заела» и утилитаризма и призывал вернуться к самому искусству. Хотя Достоевский и не скрывал очевидной жестокости, варварства и отсталости русской крестьянской жизни, он все же считал, что в основе крестьянской жизни сохраняются благородные христианские добродетели милосердия и самопожертвования. Он верил в духовную силу и нравственную мощь русского народа и видел путь спасения развитой личности в слиянии с ним. Значимость работы заключается в углубленном и конкретном осмыслении проблемы народа и народности в творчестве Достоевского. Результаты работы могут быть использованы при исследовании творчества Достоевского в вузах.
-
Борисова В. В. Национальное и религиозное в творчестве Ф. М. Достоевского: дис. ... д-ра филол. наук. Уфа, 1997. 312 с.
-
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972–1990. Т. 4. 326 с.; Т. 6. 424 с.; Т. 21. 550 с.
-
Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1987. 350 с.
-
Теофилов М. П. «Записки из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского. Поэтика и проблематика. Шумен: Университетское изд-во «Епископ Константин Преславски», 2022. 210 с.
-
Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981. 145 с.
-
Добролюбов Н. А. Забитые люди: Униженные и оскорбленные: Критика романа Ф. М. Достоевского. СПб.: Деятель, 1911. 77 с.
-
Михайловский Н. К. Десница и шуйца Льва Толстого; Ф. М. Достоевский – жестокий талант. М.: КРАСАНД, 2010. 202 с.
-
Переверзев В. Творчество Достоевского. 3-е изд. М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. 234 с.
-
Rosenshield G. Akul’ka: The incarnation of the ideal in Dostoevskij’s Notes from the House of the Dead // The Slavic and East European Journal. 1987. Vol. 31, № 1. P. 10–19. https://doi.org/10.2307/307010
-
Белик А. П. Художественные образы Ф. М. Достоевского: Эстетические очерки. Изд. 2-е. М.: Ленанд, 2021. 224 с.
-
Криницын А. Б. Сюжетология романов Ф. М. Достоевского. М.: МАКС-Пресс, 2017. 456 с.
-
Берлин П. Русская литература и евреи // Новый журнал. 1963. № 71. С. 78–98.
-
Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского: (1881–1883 гг.). М.: Университетская тип., 1884. 56 с.
-
Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 406 с.
-
万海松,《死屋手记》中“不幸的人”与东正教认同感. 外国文学研究, 2018, 40(2): 31-42页 (Ван Хайсон. «Несчастные» и идентификация Православной церкви в «Записках из Мертвого дома» // Иностранное литературоведение. 2018. Т. 40, № 2. С. 31–42).