Для цитирования:
Голубков А. В. Эстетика французского классицизма: между нормой и свободой // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 166-173. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-2-166-173, EDN: IIHXAM
Эстетика французского классицизма: между нормой и свободой
Настоящая статья посвящена осмыслению эстетики французского классицизма, которая не только предполагает следование нормативам, но также устанавливает «свободу» в качестве ведущего эстетического компонента произведения. В первой части исследования демонстрируется деформированная логика восприятия классицистической эстетики в отечественной филологической науке, которая, как показывается, во многом следовала сложившимся в течение XIX в. французским идеологическим установкам. Французская концептуализация термина «классицизм» проходила в условиях националистической пропаганды, которая навязывала представления о национальном искусстве «Великого века» как о вневременной норме. В американском литературоведении, тем не менее, с середины XX в. утвердилась стратегия восприятия классицизма как эстетики компромисса, выражающейся в сложном сочетании научных и светских тенденций. В процессе анализа классицистических трактатов, созданных в 1670-е гг. («Разговоры Ариста и Евгения» Д. Буура, 1671; «Поэтическое искусство» Н. Буало-Депрео, 1674; «Размышления о “Поэтике” Аристотеля» Р. Рапена, 1674; «Трактат об эпической поэме» Р. Ле Боссю, 1675 и др.), показывается, что наряду с предписаниями правдоподобия, благопристойности, трех единств разрабатываются эстетические стратегии «невыразимого» (le je-ne-sais-quoi), сверхприродного дара (врожденного таланта) как условия творчества. Значительное ме сто уделяется рефлексии вокруг изображения «чудесного» в литературных текстах, которое оказывается значимым элементом декора произведения, а также популяризации категории «возвышенного», во многом связанного с усвоением трактата «О возвышенном» псевдо-Лонгина и его перевода, выполненного братьями Буало. В результате исследования делается вывод, что Буало для разрешения возможных споров вводит важное правило «не всегда следовать правилам», представляющее собой основание классицистической «свободы».
-
История французской литературы: в 4 т. Т. 1: С древнейших времен до революции 1789 г. / под ред. И. И. Анисимова, С. С. Мокульского, А. А. Смирнова. М. ; Л. : АН СССР, 1946. 812 с.
-
Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М. : Изд-во МГУ, 1967. 543 с.
-
Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М. : Наука, 1968. 375 с.
-
Бояджиев Г. Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М. : Искусство, 1967. 555 с.
-
Сигал Н. А. Пьер Корнель: 1606–1684. Л. ; М. : Искусство, 1957. 123 с.
-
Сигал Н. А. Мольер. Л. : [б.и.], 1958. 39 с.
-
Литературные манифесты западноевропейских классицистов / под ред. Н. П. Козловой. М. : Изд-во МГУ, 1980. 617 с. (Университетская библиотека). EDN: VWKLGT
-
Спор о древних и новых: сб. : пер. с фр. / сост., вступит. ст. В. Я. Бахмутского. М. : Искусство, 1985. 471 с. (История эстетики в памятниках и документах).
-
Bury E. Le classicisme. L’avènement du modèle littéraire français. 1660–1680. Paris : Nathan, 1993. 128 p.
-
Zuber R. Les émerveillements de la raison: Classicismes littéraires du XVIIe siècle français. Paris : Klincksieck, 1997. 321 p.
-
Стендаль. Расин и Шекспир // Стендаль. Собр. соч. : в 12 т. Т. 7. М. : Правда, 1978. С. 215–362. (Библиотека «Огонек». Библиотека зарубежной классики).
-
Stenzel H. Le “classicisme” français et les autres pays européens // Histoire de la France littéraire : 3 t. T. 2. Classicismes : XVIIe – XVIIIe siècle / dirigé par J.-Ch. Darmon, M. Delon. Paris : PUF, 2006. P. 39–77.
-
Peyre H. Qu’est-ce que le classicisme? Paris : Klincksieck, 1965. 313 p.
-
Borgerhoff E. B. O. The Freedom of French Classicism. Princeton : Princeton University Press, 1950. 266 p.
-
Brody J. Boileau and Longinus. Genève : Droz, 1958. 164 p.
-
Brody J. Lectures classiques. Charlottesville : Rookwood Press, 1996. 370 p.
-
Rousset J. La littérature à l’âge baroque en France: Circé et le paon. Paris : J. Corti, 1954. 316 p.
-
Dandrey P. Les deux esthétiques du classicisme français // Littératures classiques. 1993. № 19. P. 145–170. https://doi.org/10.3406/licla.1993.1744
-
Bouhours D. Les entretiens d’Ariste et d’Eugène. Paris : J. Le Jeune, 1671. 474 p.
-
Le Bossu R. Traité du poëme épique. Paris : Michel Le Petit, 1675. 646 p.
-
Boileau N. Œuvres complètes. Paris : Gallimard, 1966. 1315 p.
-
Rapin R. Les réflexions sur la poétique de ce temps et sur les ouvrages des poètes anciens et modernes. Paris : Claude Barbin, 1674. 172 p.
-
Буало Н. Поэтическое искусство / пер. Э. Линецкой. М. : Гослитиздат, Ленингр. отд-ние, 1957. 231 с. (Памятники мировой эстетической и критической мысли).
-
О возвышенном / пер. Н. А. Чистяковой ; отв. ред. Ф. А. Петровский. М. ; Л. : Наука, 1966. 148 с. (Литературные памятники).
-
Rapin R. Du grand ou du sublime dans les mœurs et dans les différentes conditions des hommes. Amsterdam : Pierre Mortier, 1686. 130 p.