Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Кекова С. В., Измайлов Р. Р. «Эсхатологическое слово» в поэме Николая Заболоцкого «Город в степи» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 306-312. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-3-306-312, EDN: FYRULY

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09-1+929ЗАБОЛОЦКИЙ
EDN: 
FYRULY

«Эсхатологическое слово» в поэме Николая Заболоцкого «Город в степи»

Авторы: 
Кекова Светлана Васильевна, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова
Измайлов Руслан Равилович, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова
Аннотация: 

В статье анализируется поэма Николая Заболоцкого «Город в степи», которая была написана поэтом после возвращения из ссылки в 1946 г. Поэма разворачивает перед читателем грандиозную панораму казахстанского города Караганды. Город предстаёт как некий эпический и даже мифологический Град, пришедший на смену ветхой эпохи. Показано, что в сюжете поэмы присутствуют несколько метафизических слоёв: наряду с описанием реального города Караганды в тексте присутствует библейская символика как Ветхого, так и Нового Заветов. Поэтическое слово Николая Заболоцкого обладает уникальной особенностью. Эту особенность можно метафорически охарактеризовать как «многоочитость». Слово открывает все грани бытия, оно способно вместить и воплотить всю полноту смыслов противоречивой эпохи, вписанной в широкий исторический контекст, прежде всего библейский. Торжество социалистического труда, созидающего царство земное, оборачивается одновременно и видением геенны огненной, и строительством антихристова царства – Нового Вавилона. Но одновременно страдания тысяч и тысяч людей, призванных возводить стены Нового Вавилона, в центре которого идол-Ленин, созидают Иерусалим Небесный. «Многоочитое» слово обретает плерому в свидетельстве эсхатологического Царства Божия. Поэтическое слово Николая Заболоцкого становится «эсхатологичным». Таким образом, «многоочитое», «эсхатологическое» слово поэта всегда находится в двух временных пространствах – в пространстве конкретного исторического времени и в пространстве времени библейского откровения. Исторический хронос пронизан у Заболоцкого эсхатологическим кайросом, и именно в кайросе его произведения обретают и раскрывают свой подлинный, сокровенный, высший смысл.

Список источников: 
  1. Заболоцкий Н. А. Собрание сочинений : в 3 т. М. : Художественная литература, 1983–1984.
  2. Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М. : Согласие, 1998. 592 с.
  3. Брюсов В. Я. Ассаргадон. URL: https://rustih.ru/valerijbryusov-assargadon/ (дата обращения: 25.01.2022).
  4. Маяковский В. В. Владимир Ильич Ленин. URL: https://vladimir-mayakovskiy.su/poemy/vladimir-ilich-lenin/(дата обращения: 15.02.2022).
  5. Скоропанова И. С. Загадки поэмы «Птицы» Н. Заболоцкого // Николай Заболоцкий. Проблемы творчества : Материалы научно-литературных чтений : сб. ст. М. : Изд-во Литературного ин-та им. А. М. Горького, 2005. С. 102–112.
  6. Мандельштам О. Э. Сочинения : в 2 т. Т. 2. Проза. М. : Художественная литература, 1990. 464 с.
  7. Св. Иоанн Златоуст. Сокровища духовной мудрости. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/tx... (дата обращения: 15.02.2022).
Поступила в редакцию: 
05.04.2022
Принята к публикации: 
06.05.2022
Опубликована онлайн: 
31.08.2022
Опубликована: 
31.08.2022