Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Семенченко Ю. И. Единство и многообразие форм художественного психологизма в творчестве Кребийона-сына // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 4. С. 424-431. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-4-424-431, EDN: RSDHNF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.133.1.09-311.1|17|+929Кребийон-сын
EDN: 
RSDHNF

Единство и многообразие форм художественного психологизма в творчестве Кребийона-сына

Авторы: 
Семенченко Юрий Игоревич, Южный федеральный университет
Аннотация: 

В статье предлагается концептуальный взгляд на вопрос о соотношении аналитического и объективного психологизма в творчестве Кребийона-сына через рассмотрение восточной сказки «Шумовка, или Танзай и Неадарне» и романа «Заблуждения сердца и ума, или Мемуары г-на де Мелькура» как частей единой художественной системы. Предпочтение конкретной формы художественного психологизма определяется, с одной стороны, вариативностью форм освоения персонажами правил светского общежития при постоянном интересе к движениям собственного сердца, с другой стороны – поиском та ких поэтологических форм, которые бы предоставили разным читателям возможность по-своему реконструировать образ имплицитного автора. Аналитические психологические характеристики используются при описании открытия Неадарне чувственной стороны своего Я с целью предоставления читателю большей свободы в довершение двоящегося этико-психологического облика принцессы; стыдливые читатели освобождались от пугающих подробностей интимных сторон души, те же, кто стремился распалить эротическое воображение, самостоятельно дополнял непроговоренное о робком знакомстве юной девушки с наслаждениями. В «Заблуждениях…» выход на уровень объективного психологизма позволяет не только исследовать влияние непостоянства как сущностного качества человеческой души на открывающиеся перед Мелькуром пути самореализации в светском обществе, но и подвести двойственный – в морально-психологическом плане – итог самопознания человека рококо как такового. Таким образом, появление в более поздних произведениях Кребийона признаков перехода от аналитического психологизма к объективному может быть объяснено не только творческой эволюцией автора и следствием динамики жанрово-стилевых изменений во французском психологическом романе XVIII в., но и стремлением к отражению разнообразия положений и чувств рокайльного человека, а также к формированию такой системы поэтологических средств, которая стимулировала бы активное участие читателя не только в разгадывании двоящегося смысла моральных мотивировок героев, но и в реконструкции образа имплицитного автора.

Список источников: 
  1. Забабурова Н. В. Эволюция художественного психологизма во французском романе XVII–XIX веков (от Лафайет до Стендаля) : дис. … д-ра филол. наук. М., 1989. 450 с.

  2. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л. : Изд-во ЛГУ, 1981. 140 с.

  3. Le Breton. Le Roman au dix-huitième siècle. Paris : Librairie Hachette, 1890. 322 p.

  4. Brooks P. The novel of worldliness. Crébillon, Marivaux, Laclos, Stendhal. Princeton : Princeton University Press, 1969. 306 p.

  5. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». 1991. URL: https://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega05.txt (дата обращения: 06.03.2025).

  6. Михайлов А. Д. Роман Кребийона-сына и литературные проблемы рококо // Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума, или Мемуары г-на де Мелькура / под ред. А. Д. Михайлова ; пер. с фр. А. А. Поляк, Н. А. Поляк. М. : Наука, 1974. C. 287–331.

  7. Mylne V. The eighteenth-century French novel. Techniques of illusion. Manchester : Manchester University Press, 1965. 280 p.

  8. Gaulmyn P. de. Essai sur l’écriture des «Egarements» de Crébillon // Les Paradoxes du romancier: Les «Egarements» de Crébillon. Grenoble : Presses Universitaires de Grenoble, 1975. P. 3–16.

  9. Забабурова Н. В. Избранные труды. Ростов н/Д ; Таганрог : Изд-во Южного федер. ун-та, 2017. 576 c.

  10. Лукьянец И. В. Единство и многообразие в романах Кребийона // Кребийон-сын: проблемы творчества. 2008. URL: https://imli.ru/seminary-i-konferentsii-2008/1830-krebijon-syn-problemy-tvorchestva (дата обращения: 03.02.2025).

  11. Кребийон-сын. Шумовка, или Танзай и Неадарне: Японская история; Софа: Нравоучительная сказка. М. : Наука, 2006. 367 c. (Литературные памятники).

  12. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб. : Азбука, 2000. 352 с.

  13. Делон М. Искусство жить либертена. М. : Новое литературное обозрение, 2013. 896 с.

  14. Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума, или Мемуары г-на де Мелькура / под ред. А. Д. Михайлова ; пер. с фр. А. А. Поляк, Н. А. Поляк. М. : Наука, 1974. 340 с.

  15. Алташина В. Д. Взгляд и слово в романе Кребийона-сына «Заблуждения сердца и ума» // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства : сб. науч. работ / Московский государственный университет М. В. Ломоносова, Филол. фак., каф. истории зарубеж. лит. ; отв. ред. Н. Т. Пахсарьян. М. : Экон-Информ, 2004. С. 3–13.

  16. Пахсарьян Н. Т. Роман рококо как роман интерьера // Язык в пространстве и времени. Самара, 2003. Т. 2. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/pahsaryan-roman-rokoko.htm (дата обращения: 03.02.2025).

  17. Пахсарьян Н. Т. Имплицитный автор и имплицитный читатель в романе рококо // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. № 3 (43). С. 68–82. https://doi.org/10.31249/chel/2020.03.05, EDN: IMZBLW

Поступила в редакцию: 
08.03.2025
Принята к публикации: 
01.09.2025
Опубликована онлайн: 
28.11.2025
Опубликована: 
28.11.2025