Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Петрова Е. А. «Театр революции» Р. Роллана. К проблеме синтеза искусств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 93-97. DOI: 10.18500/1817-7115-2011-11-3-93-97

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

«Театр революции» Р. Роллана. К проблеме синтеза искусств

Авторы: 
Петрова Евгения Андреевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья посвящена «Театру революции» Роллана – циклу драм о Французской революции 1789 г., рассмотренному в аспекте проблемы синтеза искусств (в данном случае словесного и музыкального). В результате проведенного в статье анализа поэтики «Театра революции», сопоставленной с симфонизмом Бетховена (на которого ориентировался писатель), доказывается естественность и обоснованность включения Ролланом в его драматургический цикл музыкального симфонического начала. Специальный раздел в статье посвящен анализу пьесы «Четырнадцатое июля», сопоставляемой самим Ролланом с «Одой к радости» – заключительной частью Девятой симфонии Бетховена.

Список источников: 

1 См.: Роллан Р. Воспоминания. М., 1966. С.407. 

2 См.:Cahiers Romain Rolland. Ces jours lointains. S.A.Seche et Romain Rolland. Cahier 13. Paris, 1962. P. 61. 

3 См.: Роллан Р. Воспоминания. C.314. 

4 Там же. 

5 Цвейг С. Ромен Роллан. Жизнь и творчество // Цвейг С. Собр. соч. : в 7 т. М., 1963. Т. 7. C. 56. 

6 Луначарский А. Музыка и революция // Луначарский А. В мире музыки. Статьи и речи. М., 1971. C. 124. 

7 Луначарский А. Почему нам дорог Бетховен // Там же. C. 289–290. 

8 Луначарский А. Музыка и революция. C. 122. 

9 Роллан Р. Воспоминания. C. 505. 

10 Cahiers Romain Rolland. Correspondance entre Louis Gillet et Romain Rolland. Cahier 2. Paris, 1949. P. 192. 

11 Роллан Р. Предисловие к драме «Игра любви и смерти» // Роллан Р. Собр. соч. : в 20 т. Л., 1930. Т. XIII. С.10. 

12 Роллан Р. Воспоминания. С. 167. 

13 Цвейг С. Ромен Роллан. Жизнь и творчество. Т. 7. С. 49. 

14 Там же. 

15 Музыкальная энциклопедия : в 6 т. М., 1973. Т. 5. С. 11. 

16 Там же. С. 22–23. 

17 Cahiers Romain Rolland. Choix de Lettres à Malwida von Meysenbug. Cahier 1. Paris, 1948. P. 249. 

18 Роллан Р. От «Героической» до «Аппассионаты» // Роллан Р. Собр. соч. : в 9 т. M., 1927. Т. 5. С. 66–67. 

19 Там же. С. 201–202. 

20 Соллертинский И. Исторические типы музыкальной драматургии. М., 1963. С. 9. 

21 Альшванг А.Девятая симфония Бетховена. М., 1955. С. 2. 

22 Цвейг С. Ромен Роллан. Жизнь и творчество. Т. 7. С. 69. 

23 Роллан Р. Девятая симфония // Роллан Р. Собр. соч. : в 14 т. М., 1958. Т. 12. С. 118–119. Далее цитируется это издание. 

24 «Народ, воодушевлённо идущий к свету сознания», – так определил идею «Четырнадцатого июля» первый постановщик пьесы Ф. Жемье (Жемье Ф. Театр. М., 1958. С. 201). 

25 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М., 1971. С. 168. 

26 Роллан Р. Примечание к последней сцене «Четырнадцатого июля» // Роллан Р. Собр. соч. : в 14 т.. М., 1958. Т. 1. С. 113.