Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


революция

Рассказ А. И. Солженицына «Молодняк»: от прошлого к настоящему

В статье рассматриваются идейный мир рассказа А. И. Солженицына «Молодняк», специфика конфликта традиционного и новаторского начал в послереволюционной России (1920–1930-е годы) и его актуальность для современной России.

Болезнь как социальная и политическая метафора в литературе и публицистике ХХ века

Статья посвящена анализу морбуальных метафор, применяемых при изображении социальных и политических событий истории России ХХ века на материале литературных и публицистических текстов. Исследуются эстетические и прагматические функции данных метафор.

«Театр революции» Р. Роллана. К проблеме синтеза искусств

Статья посвящена «Театру революции» Роллана – циклу драм о Французской революции 1789 г., рассмотренному в аспекте проблемы синтеза искусств (в данном случае словесного и музыкального). В результате проведенного в статье анализа поэтики «Театра революции», сопоставленной с симфонизмом Бетховена (на которого ориентировался писатель), доказывается естественность и обоснованность включения Ролланом в его драматургический цикл музыкального симфонического начала.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ В РАННИХ РОМАНАХ ЙОЗЕФА РОТА

В статье анализируются образы революционной России в ранних романах немецкоязычного писателя Йозефа Рота (1894−1939) «Бегство без конца» (1927) и «Немой пророк» (1929). Русская революция изображается в этих текстах как чудовищное предприятие, осуществленное случайными людьми из личных побуждений. Она не приводит к созданию государства и человека нового типа и потому представляется бессмысленным кровопролитием.

АНТИЧНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В "ТЕАТРЕ РЕВОЛЮЦИИ" РОМЕНА РОЛЛАНА

В статье впервые собраны и систематизированы органически включенные в художественную ткань роллановской драматургической эпопеи античные образы и сравнения, способствовавшие воссозданию особенностей исторического колорита образа Французской революции 1789 г.