Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Болдонова И. С. Эстетическая рефлексия К. Паустовского в диалоге с природой // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 3. С. 316-325. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-3-316-325, EDN: LVYYOF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09+929Паустовский
EDN: 
LVYYOF

Эстетическая рефлексия К. Паустовского в диалоге с природой

Авторы: 
Болдонова Ирина Сергеевна, Бурятский государственный университет
Аннотация: 

Статья посвящена изучению эстетической рефлексии в произведениях К. Паустовского о природе. Целью исследования является выявление особенностей эстетики природы писателя на основе двух методологических подходов: философской теории эстетического восприятия природы человеком и сенсорной поэтики. Основная часть статьи состоит из двух частей. В первой части говорится о двойной эстетической рефлексии К. Паустовского на основе восприятия и эстетической интерпретации пейзажей в творчестве русских писателей, композиторов и художников. В тексте приводятся примеры малой прозы, посвященной М. Лермонтову, И. Бунину, С. Есенину, Н. Заболоцкому, М. Пришвину, описание пейзажей которых повлияло на формирование эстетического сознания Паустовского. Вторая часть статьи посвящена выявлению особенностей сенсорной поэтики в таких произведениях, как «Мещерская сторона», «Наедине с осенью», «Ильинский омут», «Золотая роза» и др. Выявлены визуальные образы, описанные через цвет, свет, форму, раз мер; слуховые образы представлены разнообразными звуками насекомых, птиц, животных, а также воды, ветра и т.д. У Паустовского не менее интересными являются образы обонятельные, тактильные и вкусовые. В статье также приводятся примеры «полисенсорных композиций» писателя, где он мастерски соединяет результаты восприятия через все пять каналов. В заключении статьи делается вы вод о том, что на основе глубинного постижения природных явлений у К. Паустовского сформировались определенные эстетические суждения и натурфилософская эстетическая концепция, повлиявшие на его творческий метод. Сенсорные образы раскрывают глубину психологического состояния автора-рассказчика, эмоционального фона повествования, усиливают эстетические функции литературного пейзажа, придавая символическое значение природным явлениям.

Список источников: 
  1. Мантрова С. А. Человек и природа в прозе К. Г. Паустовского 1910–1940-х годов: типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2011. 24 с. EDN: ZOIGFL

  2. Смирнова А. И. Русская натурфилософская проза второй половины XX века: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2012. 287 с. EDN: YZWXPV

  3. Даренкий В. Ю. Художественная философия К. Г. Паустовского // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022. № 4 (23). С. 243–255. https://doi.org/10.25991/VRHGA.2022.5.4.019, EDN: LWXBPH

  4. Летохо Е. В. Концепция личности в малой прозе К. Паустовского 1940–60-х гг. // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 346–353. EDN: KGPWWJ

  5. Измайлов А. Ф. Наедине с Паустовским: К. Г. Паустовский – прозаик, публицист, критик, драматург / отв. ред. А. Н. Иезуитов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. 134 с.

  6. Сапрыкина Т. В. Эстетический идеал К. Г. Паустовского: прекрасное в природе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2011. № 2 (37). С. 197–203. EDN: NRBQIT

  7. Чамсетдинова Г. Ш. Эстетическое начало в творчестве К. Паустовского // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 127–130. EDN: GXZEGF

  8. Сивова Т. В. Цветовой континуум повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2020. Т. 162, № 5. С. 101–117. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2020.5.101-117, EDN: EKDWYO

  9. Сивова Т. В. Цветовая концептосфера повести К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2021. Т. 25, № 2. С. 54–66. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2021-2-54-66, EDN: EHFNIK

  10. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. 822 с.

  11. Розанов В. В. Сочинения. Т. 2: Красота в природе и ее смысл и другие статьи: 1882–1890. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. 634 с. (Литературные изгнанники). EDN: QWWDQF

  12. Эстетика природы / под ред. К. М. Долгова. М.: ИФ РАН, 1994. 230 с.

  13. Табуркин В. И., Доронина М. В. К вопросу формирования предмета эстетики природы // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). Философия. Социология. Культурология. Вып. 37. С. 82–87. EDN: VHLZMD

  14. Тюпа В. И., Бак Д. П. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики: межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: В. И. Тюпа (отв. ред.) [и др.]. Кемерово: КемГУ, 1988. С. 4–15.

  15. Ляпина Л. Е. Сенсорная поэтика в русской литературе XIX века. Саарбрюккен: Palmarium Academic Publishing, 2014. 176 с.

  16. Карпеченко Т. В. Писатель и творчество в эстетической концепции К. Г. Паустовского: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 24 с. EDN: ZKLIVT

  17. Паустовский К. Г. Книга о художниках. М.: Искусство, 1966. 152 с.

  18. Паустовский К. Г. Полн. собр. соч.: в 9 т. М.: Художественная литература, 1981–1986.

Поступила в редакцию: 
04.02.2025
Принята к публикации: 
30.04.2025
Опубликована онлайн: 
29.08.2025
Опубликована: 
29.08.2025