Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Мандельштам

«Авиационный» цикл О. Мандельштама: к проблеме контекста и толкования

В статье рассматриваются стихотворения О. Мандельштама, публиковавшиеся в виде цикла только в журналах 1920-х гг. Анализ композиции цикла позволяет дополнить картину сосуществования утопических и апокалипсических моментов в творческом сознании Мандельштама в начале 1920-х гг.

Проект Мандельштама «Семь стихотворений» (1930–1931): цикл или подборка?

В статье рассматривается неосуществленный авторский проект Мандельштама «Семь стихотворений» (1930–1931). Выдвинута гипотеза циклической природы данной группы стихотворений, их образно-тематической целостности, соотнесенности с другими циклами Мандельштама.

«Первая московская тетрадь» и проблема большой формы в лирике Мандельштама 1930-х годов

В статье на материале «Первой московской тетради» рассматриваются проблемы циклизации в лирике Мандельштама начала 1930-х гг. Предметом изучения является иерархия разных типов лирических единств и некоторые тенденции формирования книги стихов в творчестве позднего Мандельштама.

Ю. Г. Оксман и О. Э. Мандельштам: судьба поколения

В статье показаны пересечения в судьбах Ю. Г. Оксмана и О. Э. Мандельштама, а также роль Оксмана в подготовке американского собрания сочинений поэта. Тема раскрывается в контексте истории национальной культуры XX столетия. Широко используются эпистолярные, мемуарные, биографические источники. Особо отмечена роль Оксмана в процессе воссоединения разных ветвей русской литературы.

Проблема циклизации в любовной лирике Мандельштама (на материале стихов, посвящённых Ольге Ваксель)

В статье дан обзор несобранных любовных циклов О. Мандельштама. Сделан акцент на такие проблемы их изучения, как установка адресата и состава, анализ художественной целостности. Дан более детальный анализ семантической структуры цикла, посвящённого Ольге Ваксель.

Миф о земле в поздней лирике О. Э. Мандельштама (на материале «Первой воронежской тетради»)

Творческое мышление Мандельштама сходно с мифологическим. Это отражено в его лирике как художественном целом и в отдельных авторских мифах. В статье проведён анализ некоторых особенностей авторского мифа о земле, который складывался в «Первой воронежской тетради» О. Мандельштама. Поставлены следующие задачи: выявить черты поэтики мифологического типа в комплексе элементов, связанных с образом земли; показать их смысловое и образное единство, а также роль в поэтическом мироощущении позднего Мандельштама.