Для цитирования:
Шестакова Е. Ю. Образ «живой земли» в главе «Троицын день» романа И. С. Шмелева «Лето Господне» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 387-391. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-4-387-391, EDN: CCKVJS
Образ «живой земли» в главе «Троицын день» романа И. С. Шмелева «Лето Господне»
В статье раскрываются особенности художественного воплощения образа «живой земли» в главе «Троицын день» романа «Лето Господне» писателя русского зарубежья первой половины XX в. Ивана Сергеевича Шмелева. «Лето Господне» является вершинным произведением в его творчестве. Книга основана на автобиографическом материале. В главе «Троицын день» автор отразил собственные детские воспоминания о встрече православного праздника Троицы. В богатой картине русской летней природы, показанной в главе «Троицын день» и наполненной особой ценностно-содержательной семантикой, ведущим становится образ благословенной «живой земли», соотнесенный с образом России. Художественный прием цветописи является ведущим в раскрытии образно-мотивного текстового ряда, обретающего символическое значение. Мотив «оживления» земного мира в день святого праздника выявляет связь христианских представлений о Боге как живоносном начале, источнике настоящей жизни. Важное символико-духовное значение в повествовательной структуре главы «Троицын день» получают образы берез, мотивы света, блеска, благоухания, одухотворения земли. Образ «живой земли» в тексте романа «Лето Господне» обретает универсальное, всеобъемлющее значение, включает в себя образы не только природы, но и домашнего пространства, окружающего главного героя произведения – семилетнего Ваню, а также образы храма, Москвы, Кремля. Основной идеей главы романа становится вера в присутствие Господа Иисуса Христа в день Троицы в земном мире для его благословения. Ностальгическая интонация взрослого повествователя, звучащая в главе «Троицын день», вводит в текст идею сакрализации образа России. Ушедшее детство и Родина, навсегда утраченная в страшных исторических катаклизмах, обретают сакральный характер, предстают в авторском осмыслении благословенным миром Святой Руси. Россия детства оказывается включена в единый круг христианской Вечности и бытийного существования.
- Шмелев И. С. Собр. соч. : в 5 т. Т. 4. Богомолье. Романы. Рассказы / сост. Е. А. Осьминина. М. : Русская книга, 1998. 560 с.
- Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVII–XX веков. М. : Издательский совет русской православной церкви, 2003. 1056 с.
- Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. М. : Скифы, 1991. 216 с.
- Есаулов И. А. Иван Шмелев и потенциальный вектор пути России // И. С. Шмелев и писатели русского зарубежья. XXIV Крымские международные Шмелевские чтения, посвященные 145-летию со дня рождения И. С. Шмелева и 25-летию со дня открытия Музея писателя И. С. Шмелева (г. Алушта, 12–15 сентября 2018 г.). Симферополь : Антиква, 2020. С. 4–6. EDN: FYSHDH
- Осьминина Е. А. Иван Шмелев – известный и скрытный // Москва. 1991. № 4. С. 204–207.
- Любомудров А. М. Богоищущая душа // Духовный путь Ивана Шмелева: статьи, очерки, воспоминания / сост., предисл. А. М. Любомудрова. М. : Сибирская Благозвонница, 2009. С. 227–282.
- Мочульский К. В. <Рецензия> Ив. Шмелев. «Лето Господне. Праздники» // Духовный путь Ивана Шмелева: статьи, очерки, воспоминания / сост., предисл. А. М. Любомудрова. М. : Сибирская Благозвонница, 2009. С. 322–324.
- Есаулов И. А. Проблема изучения контекста в поэтике Шмелева // Крымские Международные шмелевские чтения / РАН. Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Алуштинский литературномемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского, Алуштинский музей И. С. Шмелева. Алушта : [Б.и.], 2007. С. 187–196. URL: https://transformations.russian-literature.com/node/8 (дата обращения: 06.11.2022).