Образец для цитирования:

Голубицкая Н. В. «Бог Дада танцует»: поэзия и танец в эстетике дадаизма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 427-432. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-4-427-432


УДК: 
7.037.4:[821.09-1+793.3]
Язык публикации: 
русский

«Бог Дада танцует»: поэзия и танец в эстетике дадаизма

Статья исследует различные формы взаимодействия поэзии и танца в искусстве дадаизма, а также общие источники трансформации поэтики и танцевальной теории в историческом авангарде. Взаимовлияние танца и поэзии объясняется интересом авангардистов к «примитивной» ментальности и поиском синкретического словесно-телесного языка. Кризис репрезентации и переосмысление концепции ритма способствуют разработке новых интермедиальных поэтико-танцевальных форм.

Список литературы
  1. Bal M. Endless Andness : The Politics of Abstraction according to Ann Veronica Janssens. Bloomsbury : Academic, 2013. P. 57, 58.
  2. Ball H. 20. IV. 1917 // Die Flucht aus der Zeit. Zürich, 1992. S. 161.
  3. Bouhélier S.-G. La résurrection des Dieux – théorie du paysage. Paris : Charles Rénodie, 1895. P. 83.
  4. Dessons G. La manière folle : Essai sur la manie littéraire et artistique. Houilles : Éditions Manucius, 2010. P. 96.
  5. Ghil R. En méthode à l’oeuvre. Paris : Éditeur A. Messein, 1904. P. 18.
  6. Kristeva J. Le langage, cet inconnu. Paris, 1981. P. 56–57.
  7. Laban R. A life for dance / trans. and annotated by Lisa Ullman. N.-Y., 1967. P. 87.
  8. Lacuzon A. La Foi nouvelle du poète et sa doctrine. L’Intégralisme // Revue politique et littéraire. Revue bleue, 5e série, t. I. № 3 (16 janvier 1904). P. 83.
  9. Louppe L. Écriture littéraire, écriture chorégraphique au XXe siècle : une double révolution // Littérature. 1998. № 112. P. 88.
  10. Mallarmé S. Ballets // Divagations. Paris : Éd. Eugène Fasquelle, 1897. P. 173.
  11. Mallarmé S. Correspondance complete / ed. par Henri Mondor et Lloyd James Austin. 11 vols. 1959–1985. Vol. 1. 1862–1871. Paris : Gallimard, 1965. P. 137.
  12. Mallarmé S. Déchet d’Hérodiade // OEuvres complètes / Édition présentée, établie et annotée par Bertrand Marchal. Vol. I. Paris : Gallimard, 1998. P. 1079.
  13. Mallarmé S. Lettre à Théodore Aubanel (16 octobre 1865) // Mallarmé S. Correspondance complète. P. 683.
  14. Martin-Barzun H. Voix, rythmes et chants simultanés expriment l’ère du drame // Poème et drame. 1913. № 4. P. 33.
  15. Rousille J. Au commencement était le rythme : essai sur l’intégralisme. Paris : Éd. Des poèmes, 1905.
  16. Tzara T. Arc // OC I. P. 227–228.
  17. Tzara T. Chant pour hacher // OC. I. P. 484.
  18. Tzara T. Chronique zurichoise // OC I. P. 560, 562, 563, 566.
  19. Tzara T. Circuit totale par la lune et la couleur // Oeuvres complètes en 6 vols / texte établi, présenté et annoté par Henri Béhar. Paris, 1975. Vol. I. P. 192.
  20. Tzara T. Conférence sur Dada // OC I. P. 421.
  21. Tzara T. Découverte des arts dits primitifs. Paris, 2006. P. 29.
  22. Tzara T. Fiji // OC I. P. 573.
  23. Tzara T. Le coeur à gaz // Der Sturm. № 3 (märz 1922). P. 33–42
  24. Tzara T. Le coeur à gaz // OC. I. P. 174.
  25. Tzara T. Le poème statique // OC I. P. 551.
  26. Tzara T. Les revues d’avant-garde // OC V. P. 509.
  27. Tzara T. Les saltimbanques // OC I. P. 235.
  28. Tzara T. Manifeste Dada 1918 // OC I. P. 363.
  29. Tzara T. Note sur l’art nègre // OC I. P. 394.
  30. Tzara T. Note sur la poésie nègre // OC I. P. 401.
  31. Tzara T. Verre traverser paisible // OC I. P. 94.
  32. Wigman M. My teacher Laban // What is dance? Readings in Theory and Criticism / ed. by M. Cohen, R. Copeland. N. Y. ; Oxford, 1983. P. 304.
  33. Zumthor P. Performance, réception, lecture. Quebec : Le préambule, 1990. P. 85.
  34. Балль Х. Бегство из времени (11 февраля 1916) // Седельник В. Дадаизм и дадаисты. М., 2010. С. 408.
  35. Балль Х. Бегство из времени (24 мая 1916 года) // Седельник В. Дадаизм и дадаисты. М., 2010. С. 420–421.
  36. Голубицкая Н. Визуальная конфигурация стиха как особый тип семиозиса во французской экспериментальной поэзии : от Стефана Малларме к Тристану Тцара // НЛО. 2019. № 156 (2/2019). С. 143–162.
  37. Кристева Ю. Жест : практика или коммуникация? / пер. с фр. Б. П. Нарумова // Кристева Ю. Избранные труды : Разрушение поэтики / сост. Г. К. Косиков. М., 2004. С. 115.
  38. Кулик И. Тело и язык в текстах Тристана Тцара и Александра Введенского // Терентьевский сборник. 1998 / под общ. ред. С. Кудрявцева. М., 1998. C. 212.
  39. Малларме С. О литературной эволюции // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / под ред. Г. К. Косикова. М., 1993. C. 425.
  40. Маринетти Ф.-Т. Первый манифест футуризма // Маринетти Ф.-Т. Футуризм. СПб., 1914. С. 107.
  41. Маринетти Ф.-Т. Технический манифест футуризма // Маринетти Ф.-Т. Футуризм. С. 150.
  42. Чернецкая И. Чествование В. Я. Брюсова // Айседора. Гастроли в России / сост. Т. С. Касаткина. М., 1992. С. 347.
  43. Якобсон Р. О лингвистических аспектах перевода // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике : сб. ст. / отв. ред. В. Н. Комиссаров. М., 1978. С. 16.
Текст в формате PDF: