Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Тырышкина Е. В. «Когда над полем зеленеет…» В. Хлебникова: память жанра vs. эксперимент // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 154-158. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-2-154-158, EDN: KBDVZY

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09-193.3+929Хлебников
EDN: 
KBDVZY

«Когда над полем зеленеет…» В. Хлебникова: память жанра vs. эксперимент

Авторы: 
Тырышкина Елена Викторовна, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Статья посвящена анализу стихотворения В. Хлебникова «Когда над полем зеленеет...» (1911–1912 г.) в связи с проблемой функционирования жанра сонета в его лирике. Этот жанр в творчестве футуристов – малоисследованная тема, которая еще требует изучения. Выбранный текст представляет собой сонет французского типа с относительно небольшими формальными отклонениями (смена размера в шестом стихе, окказиональные цезуры во втором, третьем, десятом, четырнадцатом стихах, сверхсхемное ударение в десятом стихе, отсутствие сквозной рифмы во второй строфе, несовпадение синтаксической и строфической структур). Все отступления от строгой схемы сонета напрямую связаны с лирическим сюжетом и являются маркерами важных/переломных событийных моментов. Наступление вечера и ночи в хлебниковском природном универсуме показано как пространственно-временной палимпсест, все явления могут происходить как последовательно, так и одновременно, а единичное соотносится со всеобщим по принципу «метафорической тавтологии»: заря <свет солнца> – звезды – свеча – огонь. Нарушение формальных правил создает структурное напряжение, все перемены происходят по принципу накопления энергии в статике, а затем происходит динамический сдвиг. Однако в целом каркас сонета сохраняется и в финале доминирует гармонический пуант – последний стих написан строгим четырехстопным ямбом. С некоторыми вариациями выдержана и логическая последовательность сонета – тезис, развитие тезиса, антитезис, синтез, а тематика не противоречит традиции пейзажно-философской лирики. Гибель мотылька в огне свечи является реинкарнацией, возвратом к природным стихиям. Особый акцент сделан на оптике, когда мир предстает взгляду проницаемым насквозь, и зрение становится сверхзрением, которому доступны экзистенциальные истины. В целом В. Хлебников следует традиционным правилам создания сонета, а все отступления от канона связаны с художественным замыслом поэта-футуриста.   

Список источников: 
  1. Сонет серебряного века. Русский сонет конца XIX – начала XX века / сост., вступ. ст. и коммент. О. И. Федотова. М. : Правда, 1990. 768 с.
  2. Тернова Т. А. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда первой трети XX в. Воронеж : АО «Воронежская областная типография», 2018. 440 с.
  3. Иванов В., Акифуми Т. К интерпретации стихотворения Велимира Хлебникова «Мне видны – Рак, Овен...» // Acta Slavica Iaponica. 1997. Vol. 15. P. 80–92.
  4. Лощилов И. Е. «Случай» Велимира Хлебникова // Dzieło literackie jako dzieło literackie = Литературное произведение как литературное произведение: Профессору Ежи Фарыно в знак преклонения перед его творчеством / pod  red. A. Majmieskułow. Bydgoszcz : Wydawnictwo Akademii Bydgoskiej im Kazimierza Wielkiego, 2004. S. 323–332.
  5. Хлебников В. В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1 / под общ. ред. Р. В. Дуганова. М. : ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. 544 с.
  6. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М. : Высшая школа, 1993. 272 с.
  7. Иванов В. Г. К интерпретации стихотворения В. Хлебникова «Когда над полем зеленеет...» // Велимир Хлебников и художественный авангард XX века : VI Международные Хлебниковские чтения, 8–11 сентября 1998 г. Доклады. Статьи. Тезисы / под ред. Г. Г. Исаева. Астрахань : Изд-во Астраханского пед. ун-та, С. 49–50.
  8. Иванов В. Г. Философский концепт и иконический знак в поэтике русского авангарда : дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 168 с.
  9. Башмакова Н. Слово и образ. О творческом мышлении Велимира Хлебникова : дис. … д-ра филос. наук. Helsinki, 1987. 288 с.
  10. Капустина Е. А. Миф о поэте в творчестве Велимира Хлебникова // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки. 2006. № 6. С. 45–54.
  11. Гарбуз А. В. Молния, бабочка и волна в сети мифопоэтической логики // Творчество В. Хлебникова и русская литература : материалы IX Междунар. Хлебниковских чтений 8–9 сентября 2005 г. Астрахань : Изд. дом «Астраханский университет», 2005. С. 207–216.
  12. Махов А. Е. Эмблематика: макрокосм. М. : Intrada, 2014. 600 с.
  13. Иванюк Б. П. Сонет: словарное досье // ФИЛОLOGOS. 2021. № 2 (49). С. 25–33. https://doi.org/10.24888/2079-2638-2021-49-2-25-33
  14. Крученых А. Новые пути слова (язык будущего смерть символизма) // Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Елена Гуро. Трое. СПб. : Журавль, 1913. URL: https://traumlibrary.ru/book/futuristy-troe/futuristy-troe.html#s003 (дата обращения: 28.08. 2022).
  15. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. Т. 1. М. : Прогресс, 1986. 576 с. 
Поступила в редакцию: 
10.09.2022
Принята к публикации: 
30.01.2023
Опубликована онлайн: 
31.05.2023
Опубликована: 
31.05.2023