Литературоведение

Мотивы прозы Н. В. Гоголя в российских пьесах рубежа ХХ–ХХI вв. («Панночка» Н. Садур / «Вий» В. Сигарева)

Обращение драматургов и театра к прозе Гоголя открывает новые формы понимания классического текста, позволяет найти в нем и глубоко личное авторское, и актуальное для социума иного времени содержание. В пьесах Н. Садур «Панночка» и В. Сигарева «Вий» трансформация гоголевских мотивов раскрывает глубинные смыслы повести. Это сквозные для поэтики Гоголя переживания смутной женобоязни, эсхатологических предчувствий, страха забвения.

Изучение произведений Василия Шукшина в китайском литературоведении

Предмет исследования данной работы – основные темы и идеи русской деревенской прозы как направления, наиболее полно отражающего сущность русского национального менталитета. Этическая проблематика является неотъемлемой частью произведений Василия Шукшина. В новеллах В. Шукшина репрезентованы мудрость, добродетель и жизненный опыт русского сельского жителя, осуществлена попытка обозначить духовные основы. Писатель стремится найти основы крестьянского мира. Произведения Василия Шукшина известны не только в России, но и во всем мире.

Автометаописание и автопсихологизм как метапоэтические принципы А. И. Солженицына

Автобиографичность творчества Солженицына, неразделимость этических и эстетических воззрений сформировали уникальную эстетику писателя. По мнению автора статьи, выявление принципов метапоэтики определяет путь постижения художественного мира Солженицына, его «феномена». В статье представлен анализ двух важных метапоэтических принципов Солженицына – автометаописания и автопсихологизма. Материалом в основном послужил «Дневник Р-17», введение в читательский и научный оборот которого станет важным ключом к пониманию художественного метода Солженицына.

Техника «потока сознания»: бергсонианское истолкование психологии в прозе В. Набокова

В статье предлагается теоретическое истолкование афоризма Набокова о внутренних монологах Джойса. Набоков считал, что мышление обладает экстравербальным характером и не может быть до конца воплощено в слове. Он полагал, что Джеймс Джойс ошибался, когда облекал поток внутренней жизни в ригидную словесную форму. Для Набокова мышление, как непрерывная континуальность психологических состояний, должна быть противопоставлена технике «потока сознания» и подвигаться в сторону лирического синтетизма.

Место пейзажа в повествовательной структуре произведений Ф. Крюкова

Цель статьи – проанализировать основные функции пейзажа в произведениях Ф. Крюкова. Природа в его повествовательной системе выступает как самостоятельный предмет изображения и инструментарий описания, как место пребывания персонажа и созерцаемый пейзаж, как целостная картина и совокупность контрастных элементов. Акцент сделан на нарративной роли пейзажа в развитии авторской точки зрения, структурировании художественного пространства, сюжетосложении. Через пейзаж в повестях и рассказах Крюкова, предшествующих прозе М.

Джек Лондон и «акулы Восточного побережья»: история деловых отношений писателя с журналом «Cosmopolitan»

В статье прослеживается история деловых отношений Джека Лондона с журналом «Cosmopolitan», восстанавливаемая на материале опубликованных с научными комментариями «Писем Джека Лондона» (The Letters of Jack London, 1988). В этих отношениях Лондон сначала выступал как независимый писатель, которого привлекали максимальные по рыночным меркам гонорары «Cosmopolitan», затем он стал писать по заказу редакторов журнала и наконец заключил с ним постоянный контракт, в котором, вопреки его ожиданиям, ему были навязаны функции писателя-поденщика.

Специфика реализации системы оппозиций пейзажной образности в рассказах о детстве И. С. Шмелева 1906–1912 гг.

В данной статье рассматриваются особенности художественного воплощения системы смысловых оппозиций пейзажных образов в рассказах о детстве писателя русского зарубежья Ивана Сергеевича Шмелева, созданных в 1906–1912 гг. Материалом исследования стали произведения «Вахмистр», «По спешному делу», «Однажды ночью», «Пряник (рассказ доктора)», «Праздничные герои», «Звезды», «Пугливая тишина», относящиеся к доэмигрантскому периоду творчества автора.

Мотив музыки луны в поэзии К. Д. Бальмонта

В статье рассматривается мотив лунной музыки в творчестве К. Д. Бальмонта на материале его стихотворений, прозы и эстетических статей. Исследуется его символика и развитие в книгах раннего, зрелого и позднего периодов. Делаются следующие выводы. В ранней лирике Бальмонта луна связывается с оксюморонным мотивом «звучащей тишины». Данный мотив обусловлен важной ролью психологизма в ранних стихах символиста, «звучащая тишина» подчёркивает состояние внутреннего мира героя, всегда отрешённого от реальности и размышляющего над сущностью жизни и смерти.

К истории создания пьесы Ю. Д. Беляева «Псиша»

В статье рассмотрена история создания пьесы «Псиша», принадлежащей перу Ю. Д. Беляева, театрального рецензента, беллетриста и драматурга Серебряного века. В ходе работы над циклом статей «Вечер в “Оперном доме”», посвященном истории театра Екатерининского времени, критик обращался к историческим источникам: периодическим изданиям, художественным произведениям и документам второй половины XVIII – начала XIX в.

К. Р. (Великий князь Константин Константинович) – критик ранней поэзии Бунина

В статье рассматривается критический отзыв великого князя Константина Константиновича Романова на изданные товариществом «Знание» третий и четвертый тома Собрания сочинений Ивана Бунина. Отзыв был написан 17 февраля 1909 г. в Павловске. Целью его была резолюция о присуждении или не присуждении поэту Пушкинской премии. Разбирая оригинальные стихи и переводы претендента на премию, критик К. Р. приходит к выводу, что почетного отзыва они вполне заслуживают, однако премии все же не достойны. К тому же, выступая в роли рецензента, К.

Страницы