Научный отдел. Литературоведение

Композиционные и жанровые особенности сборника рассказов Р. Карвера «Собор»

В статье подробно рассматриваются композиционные и жанровые особенности сборника Реймонда Карвера «Собор». Анализируются аспекты проблематики, система персонажей и принципы повествовательной организации, образующие циклическую структуру сборника.

Иосиф Бродский: от трагического к возвышенному («Письмо в бутылке» и «Новый Жюль Верн»)

В статье на материале стихотворения «Письмо в бутылке» (1964) и поэмы «Новый Жюль Верн» (1976) прослеживается эволюция поэтики И. Бродского, основанная на стремлении к «освобождению от эмоциональности». Трансформация художественной манеры поэта рассматривается в эстетических категориях трагического и возвышенного.

Диалог с классиком как метапоэтический принцип А. И. Солженицына («Окунаясь в Чехова»)

В статье проанализирован один из метапоэтических принципов А. И. Солженицына – «диалог с классиком». В очерке «Окунаясь в Чехова» Солженицын передает радость эстетических открытий от соприкосновения с Чеховым, вступает с ним в диалог, спорит с чеховским взглядом на мир. При этом читателю открывается и «творческая лаборатория» самого Солженицына.

Жанровый эксперимент «Никчемных текстов» С. Беккета

Рассматриваются концептуальные и структурно-тематические стратегии, использованные С. Беккетом в произведениях из сборника «Рассказы и никчемные тексты». Указывается на отталкивание позднего Беккета от модернистского рассказа с завершающим событием эпифании.

Персонажи, стоящие вне оппозиции «свой – чужой» в пьесах М. А. Булгакова 1920-х гг.: «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Бег»

Статья посвящена исследованию функций оппозиции «свой – чужой» в системе персонажей пьес М. А. Булгакова «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Бег». Выделяется группа действующих лиц, с чьих точек зрения она не релевантна, не значима. Особое внимание уделяется их общим чертам. Делается ввод о том, что названная оппозиция маркирована в проблематике драматургии Булгакова 1920-х гг.

Образ дома как ценностное измерение в художественной картине мира (на материале романа И. С. Шмелева «Лето Господне»)

В статье раскрывается своеобразие художественного воплощения образа дома в романе «Лето Господне» И. С. Шмелева, осмысляемого пространством любви, исходящей от семьи и окружающих людей. Дом обретает значение Храма и включает в себя образ-символ России – благодатного мира Божьего, навсегда утраченного в мировых катаклизмах.

«Степные» мотивы в лирике О. Мандельштама: специфика художественного пространства

В статье рассматривается развитие поэтических образов и мотивов, связанных с представлениями Мандельштама о степном пространстве. Выявлены национальные и универсальные аспекты данного комплекса образов и мотивов, связь с русской литературной традицией, с индивидуальной поэтической мифологией Мандельштама.

Трансформация понятия «герой» в произведениях Джо Аберкромби

Классические произведения фэнтези, опираясь на такие жанры, как миф, эпос, рыцарский и приключенческий роман, традиционно часто изображали героев-воинов, сражающихся со злом. Произведения современного британского писателя Джо Аберкромби, относящиеся к направлению grimmdarkfantasy, изображая войну и насилие, ставят под сомнение ценность военных подвигов и переосмысляют само понятие «герой».

Недетские смыслы в поэзии для детей (на материале стихотворений о войне Е. А. Благининой)

Статья посвящена анализу лирического цикла стихотворений Е. А. Благининой «Почему ты шинель бережешь?», опубликованного в 1975 г. и не привлекавшего внимания исследователей. Осмысление особенностей поэтики цикла (композиции, специфики лирического героя, функций поэтического синтаксиса и др.) позволяет раскрыть его содержательный спектр, обозначить черты, свойственные творческой манере Е. А. Благининой, рассмотреть детскую поэзию как особый художественный феномен.

Книга в структуре романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»: первая книга

В статье анализируется структура романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» как «романа о человеке», причём специально рассматривается композиция первой книги на уровне частей (семь частей) и глав (123 главы), что позволяет отчётливее представить «идею целого» романа.

Страницы