Образец для цитирования:

Трубецкова Е. Г. «Новое зрение»: визуальные коды русского формализма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 39-43. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2012-12-3-39-43


Язык публикации: 
русский

«Новое зрение»: визуальные коды русского формализма

В статье анализируется рецепция смены визуальных кодов в русской культуре 1910–1920-х гг. в работах формалистов. В этом контексте рассматриваются прием «остранения» В. Шкловского, проблема соотношения визуального образа и слова, взаимовлияния литературы и кино в работах Тынянова, Шкловского, Эйхенбаума.

Список литературы

Галушкин А. Комментарии // Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990.

Гинзбург К. Остранение : Предыстория одного литературного приема // Новое литературное обозрение. 2006. № 80.

Жирмунский В. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.

Иванюшина И. Философия и поэтика случайности в художественной системе русского футуризма // Иванюшина И. Русский футуризм : идеология, поэтика, прагматика. Саратов, 2003.

Левченко Я. Другая наука : Русские формалисты в поисках биографии. М., 2012.

Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901.

Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000.

Светликова И. Истоки русского формализма : Традиции психологизма и формальная школа. М., 2005.

Тульчинский Г. Остранение // Проективный философский словарь : Новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб., 2003.

Тынянов Ю. О Хлебникове // Тынянов Ю. История литературы. Критика. СПб., 2001.

Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Ханзен Леве O. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М., 2001.

Шкловский В. Воскрешение слова // Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990.

Шкловский В. Искусство как прием // Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990.

Шкловский В. О Дзиге Вертове // Шкловский В. За 60 лет : Работы о кино. М., 1985.

Шкловский В. О киноязыке // Шкловский В. За 60 лет : Работы о кино. М., 1985.

Шкловский В. О теории прозы. М., 1929.

Шкловский В. О фактуре и контррельефах // Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990.

Шкловский В. Сюжет в кинематографе // Шкловский В. За 60 лет : Работы о кино. М., 1985.

Эрлих В. Русский футуризм. История и теория. СПб., 1996.

Текст в формате PDF: