Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Сапрыкин М. Е. Прагматика экологии: поэзия Вс. Н. Некрасова и концептуализм // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 3. С. 326-334. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-3-326-334, EDN: MVZJWL

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1-1.09+929Некрасов
EDN: 
MVZJWL

Прагматика экологии: поэзия Вс. Н. Некрасова и концептуализм

Авторы: 
Сапрыкин Михаил Евгеньевич, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

В статье анализируется положение поэта Всеволода Некрасова в неподцензурной литературе второй половины XX в. Многие исследователи обоснованно и закономерно относят Некрасова к кругу концептуалистов: как и другие авторы этого круга, поэт активно использовал шаблоны советского языка в своем творчестве. Однако анализ поэзии Некрасова с позиций литературной прагматики позволяет определить специфические черты его поэтики. В отличие от большинства концептуалистов, Некрасов уделяет внимание перлокутивному эффекту художественного акта, поскольку, с точки зрения поэта, именно реакция читателя определяет состоятельность произведения искусства. Тем самым между автором и читателем выстраивается диалог, который для поэта является залогом новой системы искусства, существующей за рамками партийного диктата. Кроме того, диалогичность была важным принципом для Некрасова не только на внешнем, но и на внутреннем уровне, т. е. на уровне работы с художественным словом, в чем также видится различие между творческими практиками концептуалистов и Некрасова. Если концептуалисты стремятся к подрыву авторитетных дискурсов, то Некрасов реализует иной перформативный жест, заключающийся в стремлении избавить потенциально всякое слово от идеологических коннотаций. Поэт стремится не только остранить художественное слово, но и вернуть ему потенциальную творческую силу. Анализ этого перформативного жеста обнаруживает ряд пересечений с идеями философов-экологов либертарного направления, главной идеей которых было выстраивание новых взаимоотношений с природой, построенных на принципах взаимосвязанности и многообразия. На основе этого сходства предлагается определять прагматику художественных произведений Некрасова как прагматику экологии.

Список источников: 
  1. «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом / под ред. Г. Зыковой, В. Кулакова, М. Павловца. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 840 с.

  2. Кизевальтер В.Г. Репортажи из-под-валов. Альтернативная история неофициальной культуры в 1970-х и 1980-х годах в СССР глазами иностранных журналистов, дополненная интервью с ее героями. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 344 с.

  3. Белугина А. Семинар М. Шейнкера и А. Чачко и институт эстетических дискуссий в неофициальной советской культуре 1970–1980-х годов // Новое литературное обозрение. 2022. № 1 (173). С. 152–172. https://doi.org/10.53953/08696365_2022_173_1_152, EDN: VUZNMY

  4. Гройс Б.Е. Поэзия, культура и смерть в городе Москва // Гройс Б.Е. Ранние тексты. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. С. 107–125.

  5. Московский концептуализм. Начало / каталог выставки, куратор и ред.-сост. Юрий Альберт. Нижний Новгород: Приволжский фил. Гос. центра современного искусства, 2014. 271 с.

  6. Эпштейн М.Н. Концепты... Метаболы... О новых течениях в поэзии // Октябрь. 1988. № 4. С. 194–203.

  7. Эпштейн М.Н. Поэзия и сверхпоэзия: о многообразии творческих миров. СПб.: Азбука, 2016. 477 с. (Культурный код).

  8. Корчагин К.М. Возвращение «мерцающего» субъекта: московский концептуализм и поэзия 2000–2010-х годов // Субъект в новейшей русскоязычной поэзии – теория и практика. Berlin: Peter Lang, 2018. С. 383–396.

  9. Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 848 c.

  10. Гройс Б.Е. О пользе теории для искусства // Литературная газета. 1990. № 44. С. 5.

  11. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Ташкенова. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 504 с.

  12. Венедиктова Т.Д. Литературная прагматика: конструкция одного проекта (Обзор исследований литературы как коммуникации) // Новое литературное обозрение. 2015. № 5 (135). С. 326–345. EDN: VEJKJB

  13. Ван-Дейк Т. Прагматика литературной коммуникации. 2020 // Транслит. URL: http://www.trans-lit.info/bez-rubriki-en/t-van-dejk-pragmatika-literaturnoj-kommunikatsii (дата обращения: 28.12.2024).

  14. Literary Pragmatics / ed. by R. D. Sell. 2nd ed. London; New York: Taylor&Francis, 2016. 292 p. (Routledge revivals).

  15. Липовецкий М.Н., Кукулин И.В. Партизанский логос: Проект Дмитрия Александровича Пригова. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 704 c.

  16. Журавлева А.И., Некрасов Вс.Н. Пакет. М.: Меридиан, 1996. 629 с.

  17. Кукулин И.В. Д.А. Пригов и Всеволод Некрасов: два варианта эстетической утопии // Пригов и концептуализм: Сборник статей и материалов / сост. Ж. Галиева. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 243–262. (Научная библиотека) (Научное приложение. Вып. 133).

  18. Bookchin M. The ecology of freedom: The emergence and dissolution of hierarchy. Palo Alto (Calif.): Cheshire books, 1982. 385 p.

  19. Некрасов Вс.Н. Стихи 1956–1983. Вологда: Библиотека московского концептуализма Германа Титова, 2012. 590 c.

  20. «Живем словом»: Всеволод Некрасов в письмах и воспоминаниях / сост. и отв. ред. Г.В. Зыкова, Е.Н. Пенская. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 639 с.

 
Поступила в редакцию: 
30.12.2024
Принята к публикации: 
30.04.2025
Опубликована онлайн: 
29.08.2025
Опубликована: 
29.08.2025