Образец для цитирования:

Ермакова А. А. Фоносемантические связи в детских колыбельных (на материале русского и немецкого языков) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 158-162. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-2-158-162


УДК: 
398.831(470+571)+398.831(430)
Язык публикации: 
русский

Фоносемантические связи в детских колыбельных (на материале русского и немецкого языков)

На основе современных представлений о роли межчувственных ассоциаций в сознании носителей языка ставится проблема определения универсальных черт и национальной специфики звуковой картины мира на материале фольклорных текстов для детей на русском и немецком языках. Комплексный анализ звуковой и буквенной структуры 60 колыбельных песен выявил статистически значимые отклонения от средней частотности звуков, букв и звукокомплексов; сделаны выводы о взаимосвязи фоносемантических элементов.

Список литературы
  1. Böhme F. (Hg.): Deutsches Kinderlied und Kinderspiel. Volksüberlieferungen aus allen Landen deutscher Zunge, gesammelt, geordnet und mit Angabe der Quellen, erläuternden Anmerkungen und den dazugehörigen Melodien. Leipzig, 1897. S. 16.
  2. Householder F. On the Problem of Sound and Meaning, an English Phonestheme // Word. 1946. № 2. P. 83–84.
  3. Magnus M. Gods of the word. Kirksville, 2001.
  4. Nikolić D. Is synaesthesia actually ideaesthesia? An inquiry into the nature of the phenomenon // Proceedings of the Third International Congress on Synaesthesia, Science & Art. Granada, Spain, April 26–29, 2009. URL: http://www.danko-nikolic.com/wp-content/uploads/2011/09/Synesthesia2009-... (дата обращения: 13.12.2019).
  5. Röhr-Sendlmeier U. Die Entwicklung frühkindlicher Vokalproduktionen aus phonetischer Perspektive // Zeitschrift fur Angewandte Linguistik. Heft 42. Frankfurt a/M., 2005. S. 63–81.
  6. Shlyakhova S., Shestakova O. Specifi city of German-Russian Dictionary of Onomatopoeias // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 3. P. 380–387. DOI: https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s2p380
  7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. С. 49.
  8. Воронин С. Основы фоносемантики. Л., 1982.
  9. Журавлев А. Фонетическое значение. Л., 1974. С. 46.
  10. Ивахнов Д. Психолингвистическое исследование корреляций общесемантической и ритмической структуры текста : дис. … канд. филол. наук. Саратов, 1987.
  11. Левицкий В. Семантичнi i стилiстичнi функцiї початкових сполучень фонем у нiмецькiй мовi // Иноземна фiлологiя. 1986. Вип. 81. С. 75–80.
  12. Михалев А. Теория фоносемантического поля. Двадцать лет спустя. Пятигорск, 2018.
  13. Павловская И. Фоносемантический анализ некоторых произведений английской художественной литературы и их перевода на русский язык // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 7, № 4. С. 196.
  14. Прокофьева Л. Звуко-цветовая ассоциативность : универсальное, национальное, индивидуальное. Саратов, 2007.
  15. Прокофьева Л., Миронова Т., Пластун И. Программный продукт Звукоцвет : программа фоносемантического анализа текста № госрегистрации 0321300648. Саратов : Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, 2013.
  16. Русский фольклор / сост. В. П. Аникин. М., 1985.
  17. Сундуева Е. Звуки и образы : фоносемантическое исследование лексем с корневыми согласными [r/m] в монгольских языках. Улан-Удэ, 2011.
  18. Тамбовцев Ю. Компендиум статистических характеристик функционирования согласных фонем в звуковой цепочке английского, немецкого, французского и других индоевропейских языков. Новосибирск, 2001.
  19. Цейтлин С. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000. С. 74.
  20. Швачкин Н. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. М., 2004. С. 115.
  21. Шляхова С. Фоносемантическая картина мира : к постановке проблемы // Филологические заметки. 2014. № 1. С. 183–192.
Текст в формате PDF: