Для цитирования:
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. ДИНАМИКА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ДАННЫМ «АССОЦИАТИВНОГО СЛОВАРЯ ШКОЛЬНИКОВ САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2007. Т. 7, вып. 1. С. 24-30. DOI: , EDN: JWSBY
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации:
русский
Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
УДК:
[316.74:808.2)(470.44)
EDN:
JWSBY
ДИНАМИКА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ДАННЫМ «АССОЦИАТИВНОГО СЛОВАРЯ ШКОЛЬНИКОВ САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Авторы:
Гольдин Валентин Евсеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Сдобнова Алевтина Петровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация:
B статье обосновывается положение о том, что возрастные изменения психологического значения слова имеют закономерный характер. Определены четыре основных типа таких изменений. При этом как массовые ассоциативные эксперименты, так и лонгитюдные исследования ассоциативных полей отдельных школьников свидетельствуют о постепенном сближении ассоциативно-вербальной сети школьников с ассоциативно-вербальной сетью взрослых носителей языка.
Ключевые слова:
Список источников:
- Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 05-04- 0142а).
- Сдобнова А.П. Индивидуальный ассоциативный словарь школьника // Русский язык сегодня. М.. 2004. Вып.3. С.286—295.
- О структуре и функциональных возможностях АСШС см.: Гольдин В. Е., Мартьянов А.О., Сдобнова А.П. Компьютерная версия ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области // Русский язык сегодня. М.. 2004. Вып.3.
- В статье имена полей даются прописными буквами, стимулы выделяются полужирным, а реакции — курсивом.
- Подробнее о типах динамики психологических значений см.: Гольдин В. Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных нолей // Язык. Сознание. Культура. М., 2005. Колбинева Т.C. Отказы от реагирования в Ассоциативном словаре школьников Саратова // Язык. Сознание. Культура. M., 2005.
- См.: Береснева H.H., Дубровская /. A., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет. Пермь, 1995
- Овчинникова И.Г.‚ Береснева H.H., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). Пермь, 2000.
- Гуц Е.Н. Ассоциативный словарь подростка. Омск, 2004.
- Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов E.Ф., Уфимцева H.B., Черкасова Г.А. Русский ассоциативный словарь: Ассоциативный тезаурус современного русского языка. М.. 1994-1998. Кн.1-6.
- См.: Уфимцева Н.В. 'Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. 2-е изд. M., 2000.
Поступила в редакцию:
09.10.2006
Принята к публикации:
01.12.2006
Опубликована онлайн:
20.03.2007
Опубликована:
20.03.2007