Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. ДИНАМИКА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ДАННЫМ «АССОЦИАТИВНОГО СЛОВАРЯ ШКОЛЬНИКОВ САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2007. Т. 7, вып. 1. С. 24-30. DOI: , EDN: JWSBY

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[316.74:808.2)(470.44)
DOI: 
EDN: 
JWSBY

ДИНАМИКА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ДАННЫМ «АССОЦИАТИВНОГО СЛОВАРЯ ШКОЛЬНИКОВ САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Авторы: 
Гольдин Валентин Евсеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Сдобнова Алевтина Петровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

B статье обосновывается положение о том, что возрастные изменения психологического значения слова имеют закономерный характер. Определены четыре основных типа таких изменений. При этом как массовые ассоциативные эксперименты, так и лонгитюдные исследования ассоциативных полей отдельных школьников свидетельствуют о постепенном сближении ассоциативно-вербальной сети школьников с ассоциативно-вербальной сетью взрослых носителей языка. 

Ключевые слова: 
Список источников: 
  1. Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 05-04- 0142а).
  2. Сдобнова А.П. Индивидуальный ассоциативный словарь школьника // Русский язык сегодня. М.. 2004. Вып.3. С.286—295.
  3. О структуре и функциональных возможностях АСШС см.: Гольдин В. Е., Мартьянов А.О., Сдобнова А.П. Компьютерная версия ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области // Русский язык сегодня. М.. 2004. Вып.3.  
  4. В статье имена полей даются прописными буквами, стимулы выделяются полужирным, а реакции — курсивом.
  5. Подробнее о типах динамики психологических значений см.: Гольдин В. Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных нолей // Язык. Сознание. Культура. М., 2005. Колбинева Т.C. Отказы от реагирования в Ассоциативном словаре школьников Саратова // Язык. Сознание. Культура. M., 2005.
  6. См.: Береснева H.H., Дубровская /. A., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет. Пермь, 1995
  7. Овчинникова И.Г.‚ Береснева H.H., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). Пермь, 2000.
  8. Гуц Е.Н. Ассоциативный словарь подростка. Омск, 2004.
  9. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов E.Ф., Уфимцева H.B., Черкасова Г.А. Русский ассоциативный словарь: Ассоциативный тезаурус современного русского языка. М.. 1994-1998. Кн.1-6.
  10. См.: Уфимцева Н.В. 'Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. 2-е изд. M., 2000. 
Поступила в редакцию: 
09.10.2006
Принята к публикации: 
01.12.2006
Опубликована онлайн: 
20.03.2007
Опубликована: 
20.03.2007