Cite this article as:

Gusakova O. Y. Social and Cultural Significance of Reading as the Subject of Empirical Study: Reality and Possibilities. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2020, vol. 20, iss. 1, pp. 109-113. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-1-109-113


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
316.7
Language: 
Russian

Social and Cultural Significance of Reading as the Subject of Empirical Study: Reality and Possibilities

The article updates the issue of theoretical and practical understanding of how the reading activity is transforming these days. The author proves the necessity of developing an in-depth content of the questionnaire technique in order to study reading due to its social and cultural value and the current agenda of modern literary education.

Literature
  1. Raven J. New Reading Histories, Print Culture and the Identification of Change // Social History. 1998. Vol. 23, № 3. Р. 268–287.
  2. Бахтин М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 364.
  3. Гудков Л. Массовая литература как проблема. Для кого? // НЛО. 1997. № 22. С. 78–101. URL: magazines.russ.ru/nlo/1997/22/gudkovp-pr.html (дата обращения: 16.10.2019).
  4. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Массовая литература как социальный феномен // Литература и общество : введение в социологию литературы. М., 1998. URL:http://www.iek.edu.ru/publish/pusl5.htm (дата обращения: 03.10.2019).
  5. Гусакова О. Круг чтения младших школьников // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 7. Саратов, 2015. С. 15–19.
  6. Гусакова О. Мотивы читательской деятельности младших школьников // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. Саратов, 2014. С. 14–20.
  7. Дубин Б. Есть мнение! Итоги социологического опроса. М., 1990.
  8. Дубин Б. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004.
  9. Дубин Б. Книга – чтение – библиотека. Тенденции недавних лет и проблемы нынешнего дня (по материалам статистики и массовых опросов) // Как разорвать замкнутый круг. Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности : науч.-практ. сб. М., 2007. С. 14–37.
  10. Дубин Б. Слово – письмо – литература. Очерки по социологии современной культуры. М., 2001.
  11. Кривчикова Е. Мой личный Букер. Что читает нынешняя молодежь // Библиополе. 2018. № 6. С. 59.
  12. Кургаева Ю. Пан или пропал? Круг чтения старших подростков : основные тенденции // Библиотечное дело. 2018. № 9. С. 37–39.
  13. Плотников С. Философия чтения. Тезисы выступления // Homo Legens : Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995). М., 1999. С. 67–68.
  14. Равинский Д. История чтения : раздвигая границы исследовательского пространства // НЛО. 2010. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/2/istoriya-chteniya-razdvigaya-gr... (дата обращения: 17.10.2019).
  15. Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991.
  16. Собкин В., Калашникова Е. Позитивные и негативные личностные образцы учащихся основной и старшей школы // Педагогика. 2018. № 12. С. 23–37.
  17. Собкин В., Плоткин Д. Подросток и художественная литература : динамика изменений читательских интересов // Вестн. практической психологии образования. 2006. № 2. С. 36–43.
  18. Стельмах В. Книга и чтение в зеркале социологии. М., 1990.
  19. Стефановская Н. Социологические исследования –проблемы теории и методологии // Чтение в библиотеках России. Информ. изд. Вып. 7. Исследовательские проекты библиотек по чтению. СПБ., 2007. С. 30.
  20. Стефановская Н. Социологические исследования чтения : теория, методика, практика : науч.-практ. пособие. М., 2013 ;
  21. Стефановская Н. Экзистенциальные основы чтения. Тамбов, 2008.
  22. Тихомирова И. О модели чтения, ведущей к жизни //Школьная библиотека. 2017. № 4. С. 15.
  23. Тихомирова И. Отпереть психологическую дверь, или Как стать человеком // Библиотечное дело. 2018. № 12. С. 19-24.
  24. Тихомирова И. Узнавание себя в герое. Образы прошлого и оживление пережитого // Библиотечное дело. 2017. № 9. С. 3.
Full Text (PDF):