Cite this article as:

Dronova T. I. Ekphrasis as a Device in the Novel by A. I. Solzhenitsyn «The First Circle». Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2014, vol. 14, iss. 2, pp. 57-64. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2014-14-2-57-64


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Language: 
Russian

Ekphrasis as a Device in the Novel by A. I. Solzhenitsyn «The First Circle»

In the article the role of the picturesque ekphrases in the novel by A. I. Solzhenitsyn «The First Circle» is researched; the principles of the writer’s work with real visual objects are identified; abundant data has been gathered about the artist and graphic painter S. M. Ivashеv- Musatov, the prototype of the hero – artist Kondrashov-Ivanov; previously unattended ekphrasis variants in the early versions and the final version of the novel are studied in the paper.

Literature

«Невыразимо выразимое» : экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте сб. ст. / сост. и науч. редакция Д. В. Токарева. М., 2013.

Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Аверинцев С. Образ  античности. СПб., 2004.

Автухович Т. Поэтический экфрасис : риторика чтения // Чтение : рецепция и интерпретация : сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 1. Гродно, 2011.

Александр Солженицын : Из-под глыб. Рукописи, документы, фотографии : К 95-летию со дня рождения : [Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина, 9 декабря 2013 – 9 февраля 2014]. М., 2013.

Белль Г. Мир под арестом. О романе Александра Солженицына «В круге первом» // Иностранная литература. 1989. № 8.

Белопольская Е. Роман А. И. Солженицына «В круге первом»: Опыт интерпретации. Ростов н/Д, 1997.

Биобиблиографический словарь. Художники народов СССР. Т. 4.

Бобрык Р. Схема и описание в научных текстах о живописи. Анализ или экфрасис? // Экфрасис в русской литературе : тр. Лозаннского симпозиума. М., 2002.

Бочкарева Н. Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков» // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6.

Брагинская Н. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпаты – восточнославянские параллели. Структура балканского текста / сост. И отв. ред. Т. М. Судник и Т. В. Цивьян. М., 1977.

Ванюков А. «В круге первом» А. И. Солженицына : феномен композиции и сферы смыслов в романе // А. И. Солженицын и русская культура : сб. науч. докл. Саратов, 2004.

Выставка начинающих молодых художников : каталог. М., 1934.

Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе : тр. Лозаннского симпозиума. М., 2002.

Гершман М. Приключения американца в России (1931–1990). Нью-Йорк, 1995.

Дронова Т. «Все прекрасное умирает в человеке, но не в искусстве» (Функции экфрасиса в романе Д. С. Мережковского «Леонардо да Винчи») // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы ХХ века : материалы III Междунар. науч. конф. Вып. 4. М., 2008.

Дронова Т. Жанровый потенциал экфрасиса в историософском романе Д. С. Мережковского // Междисциплинарные связи при изучении литературы : сб. науч. тр. Саратов, 2006.

Животягина С. Феномен визуализации и его художественные функции в романе-хронике Н. С. Лескова «Захудалый род» // Вестн. ВГУ. Сер. : Филология. Журналистика. 2009. № 1.

Запевалов В. Международная научная конференция в Пушкинском Доме «Академик А. И. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» // Рус. лит. 1999. № 4.

Ивашев-Мусатов Сергей Михайлович URL: https: // www.memo.ru/museum/rus/ fineart/ivashev-musatov.htm (дата обращения: 11.12.2013).

Криворучко А. Функции экфрасиса в русской прозе 1920-х годов : автореф. дис. канд. филол. наук. Тверь, 2009.

Купцов И. Вступительная статья // Сергей Михайлович Ивашев-Мусатов. Живопись. Графика : каталог выставки. М., 1985.

Меднис Н. «Религиозный экфрасис» в русской литературе // Критика и семиотика. Вып. 10. Новосибирск, 2006.

Морозова Н. Экфрасис в прозе русского романтизма : автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2006.

Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

Николсон М. Солженицын как «социалистический реалист» // Солженицын : Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974–2008 : сб. ст. М., 2010.

Панин Д. Лубянка – Экибастуз. Лагерные записки. М., 1990.

Постнова Е. Экфрасис в творчестве В. А. Каверина 1960–1970-х гг. : автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2012.

Ржевский Л. Творец и подвиг. Очерки по творчеству Александра Солженицына. Frankfurt, 1972.

Рубинс М. Пластическая радость красоты : Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003.

Сергей Михайлович Ивашев-Мусатов. Живопись. Графика : каталог выставки. М., 1985.

Слуцкая И. За пределами Видимого. URL: https:// www.newswe.com (дата обращения: 11.12.2013).

Солженицын А. В круге первом. М., 2006.

Солженицын А. Публицистика : в 3 т. Ярославль, 1996. Т. 2.

Уртминцева М. Экфрасис : научная проблема и методика ее исследования // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4(2).

Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1978.

Ханинова Р. Некоторые аспекты экфрасиса в русской прозе ХХ века : статуя в парадигме текста // Преподаватель ХХI век. 2007. № 4.

Художники народов СССР. XI–XX вв. Биобиблиографический словарь : в 6 т. Т. 4. Кн. 1. М., 1983.

Full Text (PDF):