Cite this article as:

Mokina N. V. Dante’s Motives in A. P. Chekhov’s Story Student. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2020, vol. 20, iss. 1, pp. 59-64. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-1-59-64


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
UDC: 
821.161.1.09-32+821.131.1.09-1+929 [Чехов+Данте]
Language: 
Russian

Dante’s Motives in A. P. Chekhov’s Story Student

The article focuses on studying the motives of the first canto of Inferno in A. P. Chekhov’s story Student. Possible allusions to the first canto are evident in Chekhov’s choice of the time and place of where the character experiences his spiritual drama, in the semantics and function of the locuses, and key motives highlighting the character’s path. The author assumes that Dante’s ideals might have given rise to Chekhov’s idea of the unity of life in the world.

Literature
  1. Адъ Данта Алигiери /Перевел с италiянскаго размером подлинника Дмитрiй Минъ. М., 1855. С.7-8, 10, 363.
  2. Бём А. «Сумерки героя (Этюд к работе : Отражение «Пиковой дамы» в творчестве Ф. М. Достоевского) // Достоевский Ф. М. Бесы Роман в трех частях. «Бесы». Антология русской критики / сост., подгот. текста, посл., коммент. Л. И. Сараскиной М., 1996. С. 667.
  3. Богданова О. Самый любимый рассказ А. П. Чехова // Звезда. 2019. № 1. С. 214–224.
  4. Гайдук В. К вопросу о цветовой символике «Божественной Комедии» Данте // Дантовские чтения, 1971 : сб. ст. / под общ. ред. И. Бэлзы. М., 1971. С. 174.
  5. Гиппиус З. О любви // Русский Эрос, или Философия любви в России / сост. В. П. Шестаков. М., 1991. С. 187.
  6. Головачева А. Монолог о «мировой душе» («Чайка») в творчестве Чехова 1890-х годов // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 2. История. Язык. Литература. 1981. № 2, вып. 1. С. 52.
  7. Данте Алигьери. Божественная Комедия / пер. М. Лозинского. М. ; Л., 1950. С. 3.
  8. Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 311, 389.
  9. Данте Алигьери. Пир // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 135–136.
  10. Джексон Р. «Человек живет для ушедших и грядущих» (О рассказе А. П. Чехова «Студент») // Вопр. литературы. 1991. № 8. С. 121–130.
  11. Джексон Р. Мотивы Данте и Достоевского в рассказе Чехова «В ссылке» // Чехов и Достоевский. По материалам Четвертых международных Скафтымовских чтений (Саратов, 3–5 октября 2016 г.) : сб. науч. работ. / редкол. : А. Г. Головачева (отв. ред.) [и др.]. М., 2017. С. 358–367.
  12. Долженков П. Мотивы и образы «Божественной Комедии» Данте в произведениях Чехова // Дантовские чтения, 1998 : сб. ст. / под общ. ред. А. А. Илюшина. М., 2000. С. 78–88.
  13. Елина Н. О художественном своеобразии «Божественной Комедии» // Данте и всемирная литература : сб. ст. / АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького ; под ред. Н. И. Балашова [и др.]. М., 1967. С. 85, 101.
  14. Есаулов И. Авторский тест и православный подтекст у Чехова // Есаулов И. Русская классика : новое понимание. СПб., 2017. С. 267–294.
  15. Злочевская А. Рассказ А. П. Чехова «Студент» // Русская словесность. 2001. № 8. С. 24–29.
  16. Капустин Н. О библейских цитатах и реминисценциях в прозе Чехова конца 1880-х – 1890-х годов //Чеховиана : Чехов в культуре ХХ века. М., 1993. С. 24.
  17. Кара-Мурза А. Чехов и Данте (к истории итальянских путешествий А. П. Чехова) // Проблемы российского самосознания : мировоззрение А. П. Чехова : материалы 7-й Всерос. конф. (Москва, Ростов-на-Дону, 12–16 октября 2010 г. / под общ. ред. С. А. Никольского. М., 2011. С. 163.
  18. Мокина Н. Идея «общей мировой души» и формы ее репрезентации в произведениях А. П. Чехова и Ф. Сологуба // «Чайка». Продолжение полета : по материалам Третьих международных Скафтымовских чтений «Пьеса А. П. Чехова “Чайка” в контексте современного искусства и литературы» – к 120-летию со дня написания и 125-летию со дня рождения А. П. Скафтымова (Саратов, 5–7 октября 2015 г.). М., 2016. С. 246–250.
  19. Мурьянов М. О символике чеховской «Чайки» // Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001. С. 206–221.
  20. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. С. 23.
  21. Разумова Н. Размыкание круга : Сибирские истоки рассказа А. П. Чехова «Студент» // Вестн. Том. гос. пед. ин-та. 1999. Вып. 6 (15). С. 16–22.
  22. Сливицкая О. О поэтической антропологии Л. Н. Толстого // Рус. лит. 2016. № 3. С. 177.
  23. Собенников А. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…». Иркутск, 1997. С. 121–141.
  24. Соколов М. Лес // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 49–50.
  25. Толстой Л. Собр. соч. : в 12 т. Т. 4. М., 1984. С. 121.
  26. Топоров В. Река // Мифы народов мира. Т. 2. С. 376.
  27. Чехов А. Полн. собр. соч. : в 30 т. М., 1974–1983. Сочинения : в 18 т. Письма : в 12 т. Т. 8. С. 307.
Full Text (PDF):