Научный отдел. Литературоведение

Романная проза Захара Прилепина как «самоучитель психологических ситуаций»

В статье рассматривается проблема автопсихологизма в творчестве Захара Прилепина, выявляются общие для писателя и его героев психологические черты. Материалом исследования становятся ранние романы Прилепина «Патологии», «Санькя», «Грех», воплощающие первый этап творческого пути автора.

«…Во Франции я чувствовал себя как на второй, совсем неожиданной родине»: к вопросу о мировоззренческой географии А. И. Солженицына

В статье, приуроченной к 100-летию А. И. Солженицына, представлен взгляд писателя на Францию 1970-х гг., французов, французские СМИ, французскую историю. Внимание обращается на мировоззренческие причины особого отношения Солженицына к Франции.

Специфика факта литературного произведения в понимании А. Т. Твардовского-редактора

Автор анализирует письма А. Т. Твардовского-редактора с точки зрения его разбора фактической основы литературного произведения. Рассматриваются своеобразие литературного факта, его образная природа, требования к нему и фактические ошибки, отмеченные редактором.

Интертекстуальный и мифологический код поэмы «Камень солнца» О. Паса

Статья посвящена одному из вершинных произведений Октавио Паса – поэме «Камень солнца» (1957). Расшифровывая интертекстуальный и мифологический коды поэмы, автор выявляет лежащую в ее основе аналогическую структуру, в рамках которой элементы ацтекской культуры сопрягаются с общими для французских поэтов от Ж. де Нерваля до сюрреалистов образами и мотивами.

Письма в сюжете и композиции романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

В статье обосновывается вывод о том, что переписка персонажей романа Пастернака представляет собой мотивированную сюжетом сложную многоуровневую систему письменной коммуникации, в основе которой лежит мысль семейная, осложненная системой интертекстуальных связей.

Близорукость как дар творческого видения в романе А. Ремизова «Подстриженными глазами»

В статье анализируются различные функции мотива близорукости в автобиографической книге А. Ремизова. Особое внимание уделяется роли данного мотива в философии творчества писателя.

«Сонеты Солнца, Меда и Луны» К. Д. Бальмонта: поэтика заглавия и структура книги

В статье анализируются поэтика заглавия и структура поэтической книги К. Д. Бальмонта «Сонеты Солнца, Меда и Луны» (1917) как книги сонетов, книги символов, книги-«чертога».

Кардинал де Рец и идеи Никколо Макиавелли (по материалам «Мемуаров»)

Рассматривается влияние идей Никколо Макиавелли на кардинала де Реца как героя и создателя «Мемуаров» (опубл. в 1717). Раскрывается противоречие между провозглашенным антимакиавеллизмом мемуариста и усвоением идей трактата «Государь» (1532), проявившимся на уровне суждений и оценок повествователя, изобразительных средств, концепции автобиографического героя.

Мотив небесного заступничества в древнерусских воинских повестях XV века

В статье анализируются формы небесного заступничества, а также способы их введения в текст воинских повестей, указываются функции божественного вмешательства, как сюжетные, так и внесюжетные.

Постмодернист или неореалист? Литературная критика 1990-х годов о творчестве А. Слаповского

Проза А. Слаповского не вписывается в чёткие рамки, которые пытаются установить критики и литературоведы. В статье рассматриваются их попытки охарактеризовать творчество писателя, особое внимание уделяется спорам о принадлежности автора к постмодернистскому или неореалистическому течениям.

Страницы