Научный отдел. Лингвистика

Лексика арабского происхождения со значением «одежда, головные уборы» и ее функционирование в русской речи

В статье рассматривается лексика арабского происхождения и ее функционирование в русском языке. Осуществлен идеографический подход к исследованию: в центре внимания автора лексико-тематическая группа «Одежда и предметы домашнего обихода», подгруппа «Одежда, головные уборы». Исследуются слова: бурнус́ , джелоба,́ джаллабий́ я, ихрам́ , паранджа,́ сав́ ан, сафар́ и, султан́ , халат́ .

Проблемы ключевых слов в филологии

Статья посвящена актуальной теме – проблемам ключевых слов в лингвистике, представляет собой краткий обзор и сопоставительный анализ научной литературы, посвященной указанному вопросу. Целью статьи является постановка проблемы определения ключевых слов в филологии.

Особенности реализации полисубъектности в высказываниях с адвербиальными компликаторами

Статья посвящена исследованию особенностей реализации полисубъектности в высказываниях с адвербиальными компликаторами. Автор анализирует диктум и модус данных высказываний и на этой основе описывает некоторые модели реализации полисубъектности.

Структурные особенности терминов сферы IT, содержащие имена собственные (на материале английских терминологических словарей)

В статье рассматриваются теоретические аспекты использования эпонимов в терминологии, а также приводится классификация различных моделей, по которым образованы сложные составные терминологические сочетания области информационных технологий.

Лингвостилистические особенности текста социальной рекламы (на материале немецкого языка)

В статье описываются широко употребляющиеся в немецкоязычных текстах социальной рекламы лингвостилистические средства (прецедентный феномен, игра слов, метафора, средства экспрессивного синтаксиса и др.). Обладающие мощным экспрессивным потенциалом, данные приемы способствуют повышению коммуникативной эффективности рекламной коммуникации.

Интеграция «общих мест» в композиционную структуру текстов литературной критики рубежа XIX–ХХ веков

В статье рассматриваются причины и техника интеграции иррациональных, экспрессивных структур – «общих мест» – в композицию текстов литературной критики конца XIX – начала XX в.
Определены положения, иллюстрирующие общую тенденцию
использования «общих мест» как иррелевантных фрагментов
текста, их прагматическая целевая установка, стилевая и эмоционально-экспрессивная реализация.

Модель ситуации «странный поступок» (на материале русского языка)

В статье представлены результаты фреймового анализа ситуаций поступков «чудачество», «проделка», «глупость». В основе исследования лежит гипотеза о том, что представления о поступках опираются на инвариантный фрейм, представляющий собой структуру, состоящую из слотов: мотив/цель, действие, агент, объект, оценка, результат. Показано, каким образом имена данных поступков репрезентируют инвариантную логико-когнитивную модель поступка в речи.

Коммуникативно-дискурсивные характеристики аналитических блогов, посвященных независимости Шотландии

В статье рассматриваются основные коммуникативно-дискурсивные характеристики текстов, опубликованных в политических блогах сторонниками независимости Шотландии, и выявляется степень воздействия данных характеристик на лексико-семантические особенности анализируемых текстов.

Раскрытие содержания английских фамильных имен в лингвокультурологическом словаре

Статья посвящена лексикографическому описанию культурно значимых английских фамильных имен, входящих в фоновые знания носителей английского языка. Предложенное структурирование словарной статьи позволяет раскрыть содержание подобных имен, включающее в широком смысле совокупность культурных, исторических, социальных, этнических, прагматических и других коннотаций.

Особенности субстантивной полисемии регионализмов французского языка во Франции

Статья посвящена особенностям полисемичных существительных во французском языке Франции. Приводится подробная классификация метафорических и метонимических моделей многозначных субстантивных регионализмов.

Страницы