Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


символизм

Футуристическая поэтика романа А. Белого «Петербург»

В статье исследуются черты футуристической поэтики в романе А. Белого «Петербург», выявляются точки соприкосновения А. Белого с русским литературным авангардом в целом, проводится поуровневое исследование художественных приемов, роднящих А. Белого с футуристами.

Стихотворение Булата Окуджавы «Не бродяги, не пропойцы…»: диалог с Блоком на фоне Киплинга

В статье выявляются блоковские истоки образа Прекрасной дамы в лирике Булата Окуджавы (на примере раннего стихотворения «Не бродяги, не пропойцы…»). Осмыслению блоковской традиции способствует киплинговский фон стихотворения.

«Сонеты Солнца, Меда и Луны» К. Д. Бальмонта: поэтика заглавия и структура книги

В статье анализируются поэтика заглавия и структура поэтической книги К. Д. Бальмонта «Сонеты Солнца, Меда и Луны» (1917) как книги сонетов, книги символов, книги-«чертога».

М. О. Гершензон и проблема научно-исследовательского метода

В статье рассматривается проблема научно-исследовательского метода применительно к литературной критике и литературоведению начала ХХ в. Затрагиваются нерешенные вопросы методологической атрибуции М. О. Гершензона.

Литургические формулы в заглавиях стихотворений Вячеслава Иванова

В статье рассматривается символистская стратегия в озаглавливании текстов в поэзии Вячеслава Иванова. Анализ стихотворений с названиями, включающими литургические формулы, подтверждает осознанность литургического дискурса, выстраиваемого поэтом для решения религиозно-эстетических задач.

В.Я. БРЮСОВ В ПОИСКЕ НОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ

В данной статье символизм в целом рассматривается как логическое проявление эволюции мировой культуры и, вместе с тем, как уникальное направление нового мировидения и воплощения его в новых художественных формах. В кризисную эпоху рубежа XIX-XX вв. и западные, и русские символисты попадали в эпицентр борьбы двойной духовной морали. Судьба и творчество известного русского символиста В.Я. Брюсова - яркое тому подтверждение. «Заимствуя» основные принципы эстетики западного символизма, В.Я.

Герметический роман В. Емельянова «Свидание Джима»

Статья посвящена анализу поэтики и источников произведения. В итоге сделан вывод о том, что идейно-художественная концепция романа основана на эстетических и философских концептах русского символизма и на мистических постулатах масонской доктрины.